Уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить, насколько правомерно действуют сотрудники колонии № 6 для пожизненно осужденных в Оренбургской области, известной как «Черный дельфин». Об этом омбудсмен написала в своем телеграм-канале.
«В мой адрес поступило обращение в защиту прав заключенных ИК № 6 по Оренбургской области, более известной как „Черный дельфин“, о неправомерных действиях со стороны сотрудников исправительного учреждения. Обратилась в Генпрокуратуру России с просьбой провести проверку. Взяла ситуацию на особый контроль», — пояснила Москалькова.
До этого, 20 апреля, о пытках в «Черном дельфине» писала в своей статье для «МК» член Совета по правам человека при президенте России Ева Меркачева. Она рассказала, что получила обращение с указанием фамилий заключенных, избитых в этом году, с датами и подробностями случившегося. После этого Меркачева направила запросы в Следственный комитет и прокуратуру, а также Москальковой.
«По их [осужденных] словам, они регулярно подвергаются физическим наказаниям за малейшую оплошность, в том числе за невыработку нормы плана на производстве. Одна из форм пыток — требование стоять в позе «ласточки» по нескольку часов. Тем, кто посмеет жаловаться, отбивают ноги до черноты или присоединяют ток к гениталиям», — рассказала в материале Меркачева.
Один из бывших сотрудников колонии рассказал правозащитнице, что те, кто возвращаются в «Черный дельфин» с этапов или следственных действий, заранее не едят — «на „приемке“ могут бить так, что человек не выдерживает и невольно испражняется».
Соль-Илецкая тюрьма была построена во времена Екатерины II после восстания Емельяна Пугачева. Сейчас она продолжает функционировать как ИК № 6 УФСИН по Оренбургской области. «Черный дельфин» — самая большая в России колония, где отбывают сроки те, кто по приговору суда больше никогда не увидит свободу.