СюжетыОбщество

Конец вольного «царебожия»

Массовые задержания последователей альтернативной православной общины проходят в России и Беларуси. Лидеру общины Зосиме (Власову), которого верующие почитают как царя и патриарха, вменяют «пропаганду терроризма»

Конец вольного «царебожия»

Зосима Власов. Фото: соцсети

Широко анонсированный погром

Троих иерархов незарегистрированного религиозного объединения «Русская православная церковь — Царская империя» (РПЦ ЦИ) во главе с Зосимой (в миру — Леонид Власов) Ленинский районный суд Ульяновска направил 16 февраля в СИЗО. Еще одну задержанную, игуменью РПЦ ЦИ, поместили под домашний арест, остальным 70 задержанным мера пресечения избирается в эти часы. В ночь на 16 февраля в нескольких селах Ульяновской области, где верующие РПЦ ЦИ купили или построили дома, задержали десятки священнослужителей, монашествующих и мирян. Сам Зосима, имеющий в РПЦ ЦИ титул царя и патриарха, был задержан в «Боголюбово» — главной обители церкви в селе Айбаши Старомайнского района.

В характерной для российских силовиков манере «спецоперацию» под покровом ночи проводил региональный центр МВД по противодействию экстремизму при поддержке Росгвардии и Следственного комитета. По словам верующих, задержания последователей РПЦ ЦИ продолжаются и сегодня в разных регионах России и Беларуси, где действуют общины церкви. Если верить источникам внутри объединения, общее число задержанных уже превысило 700 человек.

42-летнему Зосиме вменяются статьи 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма) и 239 (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан). Как предполагают источники в правоохранительных органах, «по совокупности» ему грозит десять лет лишения свободы. Аресту Зосимы и разгрому РПЦ ЦИ предшествовала мощная пиар-кампания в федеральных и региональных СМИ, пик которой пришелся на октябрь-ноябрь прошлого года (о ней писала «Новая газета»). Например, НТВ выпустил два «сюжета», разоблачающих «секту», а РЕН-ТВ — четыре. Назывались даже примерные сроки ареста Зосимы и его окружения — 10–15 ноября. Но, очевидно, силовикам потребовалось дополнительное время, чтобы синхронизировать разгром РПЦ ЦИ во всех регионах, где она проявляет активность.

Задержание Зосимы Власова. Фото: Следственный Комитет

Задержание Зосимы Власова. Фото: Следственный Комитет

Пиар-кампания продолжилась и после массовых задержаний. В официальных и неофициальных пабликах и каналах ульяновских силовиков появились короткие ролики, запечатлевшие как сам момент задержания, так и последствия «спецобработки» Зосимы. Незатейливый замысел создателей видеоконтента сводился к тому, чтобы «десакрализировать» образ царя и патриарха в глазах его последователей и немалой аудитории его видеоблога (проповеди Зосимы на YouTube собирали сотни тысяч просмотров). Силовики показывают «державного владыку» лежащим на полу, раздетым по пояс, избитым и испачканным нечистотами. На последнем видео Зосима дрожит и не может самостоятельно передвигаться — публикаторы пытаются это выдать за признаки наркозависимости.

Несмотря на насилие, которому его явно подвергли силовики, на заседании суда альтернативный «царь-патриарх» держался достойно. На протокольные вопросы судьи Аллы Хуртиной отвечал невозмутимо: «Священнослужитель, холост, детей не имею, судимость погашена». Когда дошло до ключевого — «связей с Украиной», в чем центр «Э», вероятно, и усматривает «терроризм», — Зосима так же уверенно изрек: «Никакого отношения к Украинской церкви не имел». Тут надо пояснить, что в «разоблачающих» РПЦ ЦИ публикациях российских СМИ утверждалось, будто священный сан Зосима принял «в одной из украинских церквей», хотя на самом деле его рукоположили грузинские епископы, один из которых входил в синод Русской православной церкви за границей, чей митрополит проживает в Одессе. Правда, суд пояснил, что речь идет о «курировании» РПЦ ЦИ Службой безопасности Украины, что вызвало возмущение Зосимы: «Господи, помилуй! Глупость какая!» После этого «царь-патриарх» потребовал отвода судьи — в чем ему, естественно, было отказано — и больше в диалоги с судом не вступал.

Ранее он отказался отвечать на вопросы следователей, сославшись на 51-ю статью Конституции. Предъявленные ему обвинения Зосима отклонил в полном объеме.

В перерыве он кратко пообщался с допущенным в зал журналистом, заявив, что его судят за обличение беззаконий Кирилла (Гундяева) и светской власти: «Я заявлял именно о духовном [беззаконии], а мои слова на материальное переводят. Против совести не должны власти требовать». Адвокат «по назначению» пыталась помешать Зосиме давать эти комментарии.

Оставшихся на свободе сторонников Зосимы, прибывших к зданию суда, на заседание не пустили, поскольку условием членства в РПЦ ЦИ является отказ от паспорта РФ. Такого паспорта нет и у самого Зосимы, так что остается загадкой, как следствие и суд, не проведя каких-либо экспертиз, смогли установить его личность. Но, как известно, «избыточный формализм» чужд современной судебной системе РФ.

Свидетели Руси триединой

В Ульяновской епархии РПЦ одобрили погром конфессиональных конкурентов, которые в отдельных сельских приходах представляли реальную угрозу монополии Московской патриархии. Судя по опубликованным последователями Зосимы данным и по уровню их активности в интернете, число адептов РПЦ ЦИ достигает 10 тысяч человек. Они расклеивали на воротах храмов РПЦ листовки с критикой Московской патриархии, а также записывали и выкладывали в интернет анафематствования «еретика Кирилла Гундяева».

Из пропагандистских материалов российских СМИ трудно понять, в чем же именно заключалась вина Зосимы и его почитателей. Они жили довольно замкнуто, стремились к натуральному хозяйству, оружия в руки не брали, Украину или Навального не поддерживали и никаких массовых публичных мероприятий не устраивали. Центральный сюжет НТВ против РПЦ ЦИ содержит лишь набор атеистических штампов («люди в черном»; «мужчины с бородами и женщины в платках»; «гастролируют в поисках спасения»; «ждут конца света») и обвинения в педофилии, также ставшие стандартными для «антисектантских» сюжетов в российских СМИ. Последнюю тему особенно педалировал госканал «Вести», назвав лидера РПЦ ЦИ «четырежды судимым за развращение малолетних уроженцем Казахстана». Но главную вину «царя-патриарха» «Вести» усмотрели в том, что он призывал создать «независимое государство Триединая Русь». Кстати, это, пожалуй, единственный «догмат», по которому взгляды Зосимы не расходятся с проклинаемым им Кириллом (Гундяевым).

В «прошлой жизни» Леонид Власов действительно прошел через разные испытания, наделившие его образ брутальной харизмой бывалого человека, которого не испугать ни тюрьмой, ни войной, ни нищетой, ни бандитами или чиновниками. Вырос он в детском доме в Джамбуле, откуда «по хулиганке» сразу заехал в колонию для несовершеннолетних. Вторую свою ходку — по педофильской статье — Зосима называет «подставой», хотя история там была мутная.

Отбывая этот девятилетний срок, тогда еще Леонид Власов и обратился к вере, причем так горячо, что уже в тюремной камере сподобился «явлений святых».

После освобождения в 2010 году примкнул к альтернативной общине епископа Сергия (Агеева) в Псковской области, к которой прибивалось немало «покаявшихся разбойников». Именно там Зосима принял монашество и впитал азы «царебожия» — эсхатологического учения о скором конце света, перед которым «на малое время» на Русь вернется царь. Московскую патриархию в общине считали еретической, а РФ — масонской и богоборческой.

Епископ Сергий (Агеев). Скриншот

Епископ Сергий (Агеев). Скриншот

Порвав с Агеевым из-за недостаточного радикализма последнего, Зосима стал епископом и возглавил собственную церковь, где вокруг него выросла многочисленная иерархия. Апофеозом его харизматического движения стало «помазание» Зосимы на царство в 2022 году, так что он стал первым в истории христианства «царем и патриархом», исполнив, как говорят, тайное намерение царя Николая II. Кстати, именно его последователи Зосимы считают непосредственным предком своего царя — просто «до поры до времени он вынужден был скрывать эту тайну под псевдонимом Власова». Клирики и миряне РПЦ ЦИ молятся в домовых храмах или просто перед красным углом с иконами, а основным средством их коммуникации служат соцсети. Община требует полного «отречения от мира антихриста» с уничтожением документов и отказом от денег, но со снисхождением относится к «новоначальным» членам, которые, живя в миру, еще только готовятся к уходу в царские обители, помогая им покамест материально.

Эта модель очень напоминает старообрядческое согласие странников-бегунов, где полноценные члены общины, «перешедшие на чистое житие», содержались «оглашенными», или «странноприимцами», пока еще остающимися в миру.

Вряд ли можно всерьез говорить, что такое течение представляет большую социальную опасность. Свои чаяния «возрождения триединой Руси» зосимовцы связывают не с акциями протеста или вооруженными мятежами, а с чудесным вмешательством свыше — явлением на земле пророков Илии и Еноха и посещением Руси Пресвятой Богородицей. Антиглобалистские и конспирологические идеи, которые распространены в РПЦ ЦИ, в целом адекватно (хоть и грубовато) выражают доктрину «глубинного православия», доминирующую в консервативных кругах РПЦ и всё чаще звучащую в проповедях ее патриарха и других представителей, оправдывающих новый крестовый поход против всего западного и чужеродного.

Нет у нас царя, кроме Путина!

РПЦ ЦИ — прямое и самое успешное продолжение движения царебожников, вызревавшего в недрах РПЦ еще с 1990-х годов. Его фронтменами в легальном поле были духовник Среднеуральского монастыря Екатеринбургской епархии схиигумен Сергий (Романов), ныне лишенный сана и сидящий в тюрьме, и его духовная дочь Наталья Поклонская. Они учили, что Николай II был «искупителем грехов русского народа», и ждали скорого возрождения монархии на Руси. До начала «СВО» идеология царебожников воспринималась как маргинальная, но сегодня она востребована на самом верху и органично вплетается в «исторические лекции» Владимира Путина.

Схиигумен Сергий (Романов) в Бабушкинском районном суде Москвы. Фото: Gleb Schelkunov / Kommersant / Sipa USA

Схиигумен Сергий (Романов) в Бабушкинском районном суде Москвы. Фото: Gleb Schelkunov / Kommersant / Sipa USA

Но даже «классово близкая» идеология должна в современной РФ формироваться, проповедоваться и распространяться под строгим контролем власти. «Ревность не по разуму» и стремление быть еще большим царебожником, чем единственный реальный российский царь, пусть и никем не помазанный на свое тоталитарное царство, караются с той же суровостью, что и оппозиционная деятельность. Свежие примеры из этой серии — Пригожин и Гиркин. В тоталитарном царстве не может быть свободного выбора религиозных взглядов — у подданных не должно быть независимого, «высшего» источника законов и ценностей. И в этом смысле Путин для выстроенной им системы — гораздо больше, чем просто царь и патриарх.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.