КомментарийПолитика

«Ей угрожают те же риски, что и Алексею»

Светлана Тихановская и российские политологи — о шансах Юлии Навальной возглавить российскую оппозицию

«Ей угрожают те же риски, что и Алексею»

Юлия Навальная в Совете Европы в Брюсселе, 19 февраля 2024 года. Фото: Alessandro Di Meo / EPA-EFE

Юлия Навальная сегодня объявила о том, что продолжит дело своего погибшего мужа. Ранее политологи неоднократно пророчили Юлии политическую карьеру, а журналистка Ксения Собчак даже предлагала выдвинуть ее в президенты после отказа в регистрации Алексею Навальному. Несмотря на это, Юлия всегда как будто оставалась на втором плане.

«Новая-Европа» поговорила со Светланой Тихановской, а также с политологами Фёдором Крашенинниковым, Маргаритой Завадской и Дмитрием Орешкиным о том, сможет ли вдова Навального возглавить российскую оппозицию и успешно продолжить дело супруга.

Видеообращение Навальной

19 февраля Юлия Навальная записала видеообращение, в котором пообещала продолжить дело своего убитого мужа — Алексея Навального:

«Убив Алексея, Путин убил половину меня, половину моего сердца и половину моей души. Но у меня осталась вторая половина, и она подсказывает мне, что я не имею права сдаваться. Я буду продолжать дело Алексея Навального, продолжать бороться за нашу с вами страну.

И я призываю вас встать рядом со мной. Разделить не только горе и бесконечную боль, которая окутала нас и не отпускает. Я прошу вас разделить со мной ярость. Ярость, злость, ненависть к тем, кто посмел убить наше будущее. Я обращаюсь к вам словами Алексея, в которые очень верю: “Не стыдно сделать мало. Стыдно не сделать ничего. Стыдно дать себя запугать”. Нам нужно использовать каждую возможность. Бороться против войны, против коррупции, против несправедливости. Бороться за честные выборы и свободу слова. Бороться за то, чтобы вернуть нашу страну себе».

«Появилась новая, мощная фигура»

47-летняя Юлия Навальная, согласно открытым данным, окончила факультет международных экономических отношений в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Затем стажировалась за границей, училась в аспирантуре и работала в банке. После того, как в 2000 году она вышла замуж за Навального, публичные данные о местах ее работы не появлялись. В браке у них родились двое детей. СМИ писали, что с тех пор Юлия свою роль она определяла как «быть главной по вопросам быта и воспитанию детей».

В 2017 году ЦИК отказал зарегистрировать Алексея Навального кандидатом в президенты России. После этого Ксения Собчак рассказала, что предлагала политику выдвинуть свою супругу.

«Нет, это невозможно, голоса не передаются», — ответил Алексей.

Политолог Фёдор Крашенинников в разговоре с «Новой-Европа» выразил мнение, что теперь Навальная может стать лидером российской оппозиции. Чтобы это произошло, с таким раскладом должны согласиться другие политики, которые хотят возглавить протест.

«Я бы ничего против не имел. Но я не уверен, что те люди, которые так увлеченно прыгали на ФБК и на команду Навального все эти годы, сейчас построятся и скажут: “Да, признаем Юлию Навальную”», — говорит Крашенинников.

По его мнению, некоторое время оппоненты Навального «помолчат», а потом начнут «с тем же остервенением кидаться» и на Юлию.

«Появилась новая, интересная, мощная фигура, вокруг которой можно объединиться тем людям, которые не хотели объединяться вокруг других соратников Навального. Там были личные претензии, разное отношение к ним. Может быть, теперь многие люди смогут изменить свое отношение, найти компромисс», — подчеркнул политолог.

Политолог Дмитрий Орешкин, наоборот, считает, что в целом нельзя называть Юлию возможным лидером российской оппозиции, так как «термин “оппозиция” для нынешнего состояния протестующих не подходит». По его мнению, противники власти в РФ сейчас скорее находятся на уровне диссидентов.

«Называть Юлию лидером оппозиции, мне кажется, так же неправильно, как и было называть так Алексея Навального. Это был человек наиболее популярный и достойный среди противников власти. Он был лидером нравственного протеста, но не структуры, которая могла претендовать на власть в нынешней России. Может быть, он мог бы стать по духу лидером оппозиции в том смысле, что получил бы какие-то реальные властные ресурсы для борьбы за власть. К сожалению, в путинской России на роль лидера оппозиции мог претендовать только только Евгений Пригожин, потому что у него были реальные политические ресурсы», — заявил Орешкин.

Политолог Маргарита Завадская в разговоре с «Новой-Европа» сказала, что восхищается решением Юлии и ее стойкостью. Она также назвала решение «тактически и стратегически оправданным».

«Сейчас оппозиции действительно нужна фигура с моральным авторитетом, сопоставимым с тем, что был у Навального.

Если люди готовы консолидироваться вокруг Надеждина и Дунцовой, представьте, какие возможности у Юлии», — подчеркнула Завадская.

Можно ли сравнивать Юлию Навальную и Светлану Тихановскую?

В 2020 году Сергей Тихановский собирался баллотироваться в президенты Беларуси. Во время предвыборной кампании его арестовали, поэтому он не смог зарегистрировать свою инициативную группу. Тогда кандидатом в президенты стала его жена Светлана Тихановская. Самого Сергея задержали во время пикета в поддержку выдвижения супруги.

По официальным данным ЦИК Беларуси, Тихановская набрала около 10% голосов, а победил на выборах Александр Лукашенко. После этого в стране начались протесты, а оппозиционерку вынудили уехать в Литву. Сергея суд приговорил к 18 годам колонии по нескольким статьям, а в 2023 году суд заочно приговорил Светлану к 15 годам лишения свободы. Ее признали виновной в «заговоре, совершенном с целью захвата государственной власти неконституционным путем», а также в «публичных призывах к захвату государственной власти и совершении иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Беларуси».

Тихановскую и Навальную неоднократно сравнивали СМИ, белорусская политик поддерживала Юлию после суда над Алексеем.

«Когда власти сажают наших мужей в тюрьму за агитацию и желание улучшить жизнь в наших странах, нам, женам, остается только встать на их место и поддерживать их», — говорила Тихановская.

Сама Светлана отмечала, что они похожи «в любви к своим мужьям». После известия о гибели Алексея Навального Тихановская встретилась с его супругой и выразила соболезнования.

В комментарии «Новой-Европа» Светлана Тихановская заявила, что во время встречи с вдовой почувствовала: та — «очень сильный человек». Политик также прокомментировала сравнения с Навальной:

— Я думаю, нас сравнивают с Юлией из-за наших мужей. Они бросили вызов диктаторам, и за это пострадали. Я искренне ей соболезную, и поддерживаю ее как женщина женщину. И я уважаю ее решение продолжить дело мужа.

Конечно, ситуации в Беларуси и России разные. В Беларуси в 2020 году прошли выборы, на которых меня поддержало большинство, и именно это дало мне право и возможность представлять белорусов.

В то же время Тихановская не готова решать, может Навальная стать лидером российской оппозиции или нет. По ее мнению, это предстоит определить самой российской оппозиции, и договариваться между собой.

«[Политический путь] зависит от самой Юлии. От ее команды, от сплоченности российской оппозиции. Я думаю, многие хотят слышать голос не-путинской России, России, которая уважает соседей, их суверенитет и идентичность, против имперскости в любой форме», — отметила Тихановская.

Крашенинников в разговоре с «Новой-Европа» выразил мнение, что нельзя сравнивать Юлию и Светлану. Сам он не видит параллелей между их судьбами.

«Юлия совсем не такой человек, как Тихановская. Она никогда не была тихой домохозяйкой, которая не занималась политикой.

Несмотря на то, что она не была на первом плане, она всё время была рядом с Алексеем, когда он занимался политикой», — отметил политолог.

С другой стороны, Завадская считает, что история Юлии «в широком смысле действительно похожа на случаи, когда вдовы поднимают знамя убитых мужей».

«Это решение похоже и на решение Светланы Тихановской. Правда, ее супруг, дай бог ему здоровья, жив. В отличии от Светланы, Юлии придется не только сберечь моральный капитал супруга, но и стать самой политиком. Причем политиком в чрезвычайно сложных условиях. При вступлении на этот путь ей угрожают те же риски, что и Алексею Навальному. Особенно в случае первых видимых успехов», — подчеркнула Завадская.

Алексей и Юлия Навальные на марше памяти Бориса Немцова в Москве, 26 февраля 2017 года. Фото: Sefa Karacan / Anadolu Agency / Getty Images

Алексей и Юлия Навальные на марше памяти Бориса Немцова в Москве, 26 февраля 2017 года. Фото: Sefa Karacan / Anadolu Agency / Getty Images

Женский протест

Орешкин сказал, что Навальная, так же как и Тихановская, не является лидером оппозиции из-за отсутствия политических ресурсов. В то же время политолог считает, что между ними и другими женщинами в политике можно проводить аналогии.

«По мере того как Путин уничтожает мужчин-противников, протест переходит к женскому. Если бы не Марина Литвиненко, Великобритания бы не довела расследование убийства ее мужа до суда. Убили Бориса Немцова, сейчас его дочь Жанна Немцова пытается продолжать его дело так, как умеет, и хорошо руководит фондом Немцова. Светлана Тихановская, Мария Колесникова, Марина Овсянникова, Евгения Кара-Мурза и другие женщиныы борются с этим людоедским режимом, но на другом уровне», — отмечает Орешкин.

По мнению эксперта, борьба не за идеологию, рыночную экономику и «какие-то там конституционные права», а за конкретные и понятные населению задачи может стать новым направлением протеста. Если Россия не реагирует «на уничтожение выборов, Конституции, любых признаков свободы слова и уважения к человеку», то, возможно, она отреагирует на четкие требования: к примеру, «вернуть мужиков домой, прекратить эту мясорубку, перестать убивать наших детей».

Также он отметил, что у Навального была цель прийти к власти, а какая конкретно цель у его вдовы — пока до конца не ясно. Как сказал политолог, она, вероятно, хочет «покарать убийц». По его словам, это очень человеческая мотивация, которая может сработать.

«Путин добился того, что последние годы народу умирает значительно больше, чем рождается. И этот процесс будет продолжаться, пока идет война. Кто это может остановить? Мужикам, по-видимому, это не под силу. Может, женщины смогут? Я не знаю», — подытожил Орешкин.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.