Во время Прямой линии президента России Владимира Путина спросили, отличаются ли сегодняшние цели «спецоперации» в Украине от тех, что были вначале. «И, самое главное, когда будет мир?» — зачитал вопрос ведущий Павел Зарубин.
— Мир будет тогда, когда мы достигнем своих целей, — ответил Путин. — Цели не меняются. Напомню, о чем мы тогда [в начале войны] говорили. О денацификации Украины, о демилитаризации, о ее нейтральном статусе. Смотрите, что происходит с точки зрения денацификации. В ходе переговорного процесса украинская сторона не соглашалась с тем, что нужна какая-то денацификация, говоря о том, что никакой фашизации, роста таких настроений нет. Но как же нет, когда… не просто известный националист, а нацист Бандера… возведен в ранг национального героя. А когда руководитель сегодняшней киевской администрации на глазах всего мира стоя аплодирует бывшему солдату СС, напрямую участвовавшему в Холокосте, это не проявление нацизма? Поэтому вопрос денацификации актуальный. Что касается демилитаризации: не хотят договариваться, тогда мы вынуждены принимать другие, в том числе военные меры. Сегодня Украина почти ничего не производит. Пытаются что-то там еще сохранить, но все привозят [оружие], простите за моветон, на халяву. Но эта халява может когда-то и закончиться.
Как Путин ранее объяснял необходимость проведения «СВО» в Украине
Около 05:30 24 февраля 2022 года Путин зачитал экстренное обращение к нации и объявил начало «специальной военной операции» в Украине.
«Мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины. А также к преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе против граждан РФ <…> В наши планы не входит оккупация Украины», — сказал Путин.
Он также пояснил, что «СВО» обусловлена следующими факторами:
- необходимость защитить людей, которые «на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима»;
- в НАТО «перешли красную черту», расширяясь на восток, а милитаризация Украины угрожает России как государству;
- руководство Украины, по мнению президента, захватило власть и удерживает ее с помощью декоративных выборных процедур»;
- «радикальные неонацисты никогда не простят крымчанам и севастопольцам их свободный выбор воссоединения с Россией» и «конечно же, полезут в Крым».
В следующем месяце Путин вдобавок обвинил Украину в создании компонентов биологического оружия «в непосредственной близости от российской границы».
«На Украине действовала и сеть из десятков лабораторий, где под руководством и при финансовой поддержке Пентагона проводились военно-биологические программы. В том числе эксперименты с образцами коронавируса, сибирской язвы, африканской чумы свиней и других смертоносных заболеваний», — сказал он.
В сентябре 2022-го президент России назвал целью «операции» ликвидацию «антироссийского анклава, который создается на территории Украины и угрожает нашей стране». В ходе разговора он отметил, что «у Украины никогда не было государственности до образования Советского Союза».
В июне 2023 года Путин сказал, что цели войны «меняются в соответствии с текущей ситуацией». «В целом, конечно, ничего мы менять не будем, и они [цели] для нас носят фундаментальный характер», — добавил он.
Во время выступления в «Лужниках» 18 марта по случаю годовщины аннексии Крыма он, говоря о целях начатой «спецоперации», процитировал Священное Писание: «Нет больше любви, как если бы кто-то отдал душу свою за друзей своих». «Именно избавить людей от этих страданий, от этого геноцида и является основной, главной причиной, побудительным мотивом и целью военной операции, которую мы начали на Донбассе и на Украине», — заявил Путин.
В сентябре 2023 года Путин сообщил, что Россия «сделает всё для того, чтобы это всё [война в Украине] прекратилось как можно быстрее». При этом он пожаловался, что «противная сторона, руководство Украины заявило об отказе от переговорного процесса», «заявило о том, что хочет добиться своих целей военным путем».
До начала полномасштабного вторжения, в ходе Прямой линии 2021 года, Путин сказал, что он «не считает, что украинский народ — недружественный нам народ», и что «украинцы и русские — это вообще один народ». При этом президент отметил, что «сегодняшнее руководство сегодняшней Украины явно недружественно к нам».
Об отношениях с ЕС и США
Во время Прямой линии Путина также спросили о перспективах нормализации отношений с Евросоюзом. Президент ответил, что Россия эти отношения и не портила, это с ней портили отношения и всё время «пытались задвинуть куда-то на второй, третий план».
Далее он углубился в «истоки» конфликта с Украиной:
«После госпереворота 2014 года нам стало ясно, что нам просто не дадут силовым образом выстроить нормальные отношения с Украиной. Госпереворот, на который потратили, как американцы сказали, пять миллиардов. Публично сказали, не постеснялись даже. В 2014 году приехали три министра иностранных дел из Европы: польский, немецкий, французский. Подписались как гаранты договоренностей между властью — президентом Януковичем — и оппозицией. Договорились, что всё будут решать мирным путем. Через два дня совершили госпереворот. Зачем? Пошли бы на выборы и выиграли бы. Нет. Чтобы точку поставить, чтобы конфликт создать — вот зачем.
Это кто делал? Американские наши “дружки”. А европейцы, которые подписались как гаранты договоренностей между властью и оппозицией, сделали вид, что вообще ничего не знают. И сейчас спросите в Европе, кто-нибудь помнит об этом? Нет. Но мы не забыли и не забудем».
Путин задался вопросом, как можно выстраивать отношения в условиях, когда «США задумали и организовали, а Европа стоит и молча на это смотрит либо подыгрывает им».
Встреча президента США Джо Байдена, президента России Владимира Путина и министра иностранных дел России Сергея Лаврова во время американо-российского саммита в Женеве, 16 июня 2021 года. Фото: Peter Klaunzer / Keystone / Getty Images
Говоря отдельно о США, президент отметил, что «США — важная, нужная страна миру», однако «абсолютно имперская политика мешает им самим».
«Когда произойдут какие-то внутренние изменения, когда они начнут уважать других людей, другие страны, когда будут искать компромиссы, а не с помощью санкций и боевых действий пытаться решать свои вопросы, тогда будут созданы фундаментальные условия для восстановления полноценных отношений», — добавил он.
В 2021 году Путина спросили, зачем он встретился с президентом США Джо Байденом, если эта страна «начала грозить всевозможными санкциями и рестрикциями» за «германского пациента» (имелся в виду политик Алексей Навальный, который проходил лечение в Германии после отравления «Новичком») и «еще бог знает за что». Путин в ответ сказал, что США хоть и понимают, что «мир кардинальным образом меняется», «во что бы то ни стало стараются сохранить свое монопольное положение, и отсюда — угрозы и дальнейшее деструктивное поведение и с учениями, и с провокациями, и с санкциями».
Президент России подчеркнул, что экономика страны «адаптировалась к санкционному давлению», а в чем-то санкции даже «пошли нам на пользу». «Эти так называемые программы импортозамещения, замены импортного оборудования, технологий на наши собственные создали хороший толчок в развитии высокотехнологичных сфер производства. Я уже не говорю о сельском хозяйстве, которое сделало такой рывок, которого мы даже представить себе не могли в прежние годы», — сказал он.
Нагорный Карабах
В Армении происходят «непростые процессы, связанные с Карабахом». «Не мы же отказались от Карабаха, это Армения признала, что Карабах является частью Азербайджана. Сделали это инициативно, на самом деле. И нас-то особо не информировали о подготовке к принятию такого решения».
Путин не думает, что Армения заинтересована в прекращении членства в СНГ и ОДКБ. Отсутствие премьера Никола Пашиняна на мероприятиях ОДКБ, по его мнению, связано с внутренними процессами в самой Армении и не связано «с желанием или нежеланием продолжать работу в этих интеграционных объединениях».
Президент Азербайджана Ильхам Алиев перед военным парадом по случаю третьей годовщины Второй нагорно-карабахской войны в Ханкенди, Азербайджан, 8 ноября 2023 года. Фото: Администрация президента Азербайджана / Anadolu / Getty Images
В 2021 году выпускник 11-го класса Ерем Арутюнян поблагодарил Путина «за урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе» и спросил, может ли Россия гарантировать безопасность местных жителей. Путин заверил, что ни Азербайджан, ни Армения не заинтересованы в развитии конфликта. «Сделаем всё для того, чтобы восстановить нормальные отношения в регионе. Бенефициарами этой работы, безусловно, должны быть жители Нагорного Карабаха», — сказал президент.
В сентябре этого года Азербайджан объявил об «антитеррористических мероприятиях» в Нагорном Карабахе и начал боевые действия. Спустя полтора дня власти страны сообщили, что армия «успешно выполнила все поставленные задачи в Нагорном Карабахе и восстановила суверенитет» своей страны. Спустя еще неделю глава непризнанной Нагорно-Карабахской республики Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении ее существования и роспуске всех госучреждений.
Про войну Израиля с ХАМАС
Журналист турецкого информационного агентства «Анадолу» Али Джура спросил российского президента, существуют ли совместные усилия Турции и России по обеспечению мира на Ближнем Востоке. Путин похвалил «лидирующую роль президента Турции Эрдогана» в вопросе восстановления ситуации в Газе и пожелал ему здоровья.
«Посмотрите на специальную военную операцию и на то, что в Газе происходит. И почувствуйте разницу. Ничего подобного на Украине нет», — отвлекся Путин.
Позже он рассказал, что при поездке в Эмираты узнал, что ОАЭ открыли на территории Газы, недалеко от КПП «Рафах» на границе с Египтом, полевой госпиталь.
«Мы поговорили на тему того, что было бы возможным, чтобы и Россия там же открыла госпиталь свой на стадионе. Но для этого, конечно, нужно согласие и Египта, и Израиля. Я переговорил с президентом Египта, он за, поддерживает. Переговорил с премьер-министром Нетаньяху, они проконсультировались между различными силовыми ведомствами. Израильская сторона считает, что открытие российского госпиталя на территории Газы небезопасно», — поделился Путин.
При этом он отметил, что Израиль попросил Россию увеличить количество поставок медицинского оборудования и лекарственных препаратов в сектор Газа. На днях стало известно о почти часовом телефонном разговоре Путина и Нетаньяху — это их первая беседа с начала войны между Израилем и ХАМАС.