СюжетыОбщество

«Есть всё же чувство юмора у нашего президента!»

Как движение жен мобилизованных выступает против войны, используя разрешенный дискурс

«Есть всё же чувство юмора у нашего президента!»

Фото: Stringer / Anadolu Agency / Getty Images

Самая шумная новость в российском инфополе на этой неделе: телеграм-канал «Путь домой», который анонимно ведут родственники мобилизованных, опубликовал дерзкий манифест, известный теперь под названием «Нас на*бали и вас на*ебут». Авторы текста заявляют, что намерены добиваться возвращения всех, кто был призван осенью 2022 года в рамках мобилизации. Кроме того, они осуждают практику освобождения преступников за участие в войне, высказывают недоверие к выборам и упрекают Владимира Путина в лицемерии. 30 ноября канал «Путь домой» получил отметку «фейк» из-за многочисленных жалоб пользователей.

В манифесте, в частности, говорится:

«…Всё это время нам только показывали ленивую стабильность, надежность, безопасность. Мы помним, как президент обещал, что резервистов не призовут, что задачи на СВО выполняют только профессиональные добровольцы. А потом наших любимых забрали на Украину. Обещания по факту оказались пустышкой. Многие не вернутся никогда. Мобилизация оказалась страшной ошибкой. Нас наказали за нашу законопослушность. За ширму стабильности для большинства наши мужчины платят кровью, а мы — здоровьем и слезами. <…> Насколько абсурдно всё, что сейчас происходит. 2024 [год] Президент объявил годом семьи. Иронично, учитывая, что жены воют без мужей, дети растут без отцов, а многие уже остались сиротами. А сатанист-людоед, совершивший рецидив после первого заключения, выходит на свободу через полгода, искупив серийные убийства на СВО. Есть всё же чувство юмора у нашего Президента! Наши парни ЧТО уже 15-й месяц искупают? Они уже отдали Родине столько, сколько ей не расплатиться никогда».

Читать такие вещи в канале людей, представляющих интересы остающихся в России умеренных патриотов, не просто удивительно — это шокирует. Ранее риторика канала была более сдержанной и почти не касалась политики. Это даже было закреплено в правилах группы «Путь домой».

«Новая газета Европа» писала о том, как устроено движение и чего добиваются родственники мобилизованных. Наша собеседница из числа сочувствующих ему рассказала, что вот уже в течение нескольких месяцев родные мобилизованных добиваются возвращения своих мужей и сыновей законными средствами: они собрали тысячи подписей, отправили сотни обращений в разные инстанции, пытались даже согласовать митинги по всей стране.

Но попытка договориться и официально заявить о себе фактически провалилась. На все обращения власти отвечают либо отказом, либо молчанием. Единственный согласованный «митинг» прошел в Новосибирске: за закрытыми дверями местного дома культуры его участников выслушали представители военной прокуратуры и Минобороны, а большинство пришедших журналистов просто не пустили в зал.

Вскоре против активистов движения была запущена информационная кампания, в рамках которой Z-каналы, депутаты ЕР и пропагандисты обвиняли «Путь домой» в работе на иностранные спецслужбы.

Теперь активисты призывают россиян подписать их петицию, которую они опубликовали еще 12 ноября. Он содержит следующие требования:

  • вывести из зоны боевых действий всех мобилизованных;
  • установить на законодательном уровне предельный срок службы по частичной мобилизации — не более одного года с момента призыва;
  • обеспечить гарантированные Конституцией права на социальный протест и публичные собрания;
  • восстановить социальную справедливость и равенство в правах и обязанностях для каждого, в том числе для мобилизованных;
  • соблюдать Конституцию и права человека, в том числе военнослужащих.

Авторы манифеста подчеркивают, что они против «узаконенного рабства», в рамках которого срок пребывания на фронте для контрактников и и мобилизованных никак и ничем не ограничен, а также против «игнорирования проблемы со стороны руководства страны», произвола командиров и репрессий в отношении военнослужащих и их родственников, «расчеловечивания простых людей в интересах пропаганды», «отношения к военным как к расходному материалу».

Фото: Путь домой / Telegram

Фото: Путь домой / Telegram

«Новая-Европа» направила в чат-бот телеграм-канала «Путь домой» сообщение с просьбой более подробно рассказать о некоторых пунктах манифеста, а также в целом об инициативе, но пока не получила ответа.

Зарождающееся протестное движение разношерстно и разрозненно. В телеграме можно найти десятки групп, в которых общаются эти люди, некоторые из них закрыты для посторонних. Как правило, они образованы по территориальному признаку и никак (во всяком случае гласно) не связаны с другими подобными объединениями по стране. Так,

активисты из Новосибирска, которым удалось согласовать митинг, сразу после акции открестились от какой-либо связи с каналом «Путь домой» и заявили, что действуют самостоятельно.

А родственники мобилизованных из Амурской области, встретившись с руководителем местной президентской приемной Игорем Шиповым, решили дождаться «прямой линии» с Владимиром Путиным и вообще отказались от проведения акций.

Единственное, что объединяет все эти группы, — подчеркнутое избегание оценок войны как таковой. Они также очень осторожны в общении с антивоенными медиа и правозащитными проектами. «Движение сознательных отказчиков» (ДСО) консультирует граждан по вопросам сознательного отказа от воинской службы, а также тех, кто уже оказался на фронте, но не хочет воевать. Волонтеры ДСО пытались связаться с женами мобилизованных и предложить свою помощь, но, как рассказал «Новой газете Европа» координатор движения, отклика они не получили: «Я написала в бот им с предложением проводить онлайн-консультации и кратко описала наш опыт . Они ответили: «Спасибо». И всё».

И всё же «Путь домой», имеющий 25 тысяч подписчиков, на сегодняшний день остается самым крупным ресурсом, представляющим интересы родственников мобилизованных. И, как показывают последние недели, у этого ресурса довольно заметный консолидирующий потенциал.

Фото: Путь домой / Telegram

Фото: Путь домой / Telegram

Так, 28 ноября в канале опубликовали фотографии восьми машин с наклейкой «Vерните мужа Я Zаебалась», которые были присланы подписчиками как минимум из пяти регионов: Москва, Алтайский край, Удмуртия, Амурская и Орловская области. Скоро журналисты обратили внимание на то, что купить такие наклейки можно было на Wildberries, однако после публикации этих сведений товар из продажи пропал.

Вот так спустя полтора года с начала войны призывы «Zа победу» на задних стеклах авто начали сменяться куда более грустными констатациями. Интересно, что при этом движение за демобилизацию продолжает использовать символику войны. Социальный антрополог Александра Архипова в своем телеграм-канале «(Не)занимательная антропология» обратила внимание на то, что протест в рамках уже существующей идеологии может быть эффективным (или единственным возможным вообще), и применила к этому явлению термин «оружие слабых»:

«Буквы Z и V одновременно читаются и как лояльное послание, и как нелояльное, буквально на грани возможного. Вроде как женщины и не против войны, они — жены героев (одна из наклеек так прямо и говорит) и просто борются за свои интересы. Слабые не создают новой политической идеологии, они ищут лазейки в существующей идеологии — саботаж, легалистские придирки. Оружие слабых не будет объединять людей под новыми лозунгами, поэтому бессмысленно ждать открытого протеста против войны. Мы не знаем, что на самом деле эти люди думают, но видим, что они маневрируют на узкой полоске между репрессиями. Сейчас, например, распространяется призыв забросать обращениями Администрацию президента. (Так же действовали противники онлайн-образования, вакцин и qr-кодов). И, как показывают наши исследования 2020–2021 годов, такая тактика (несколько холопская по внешнему виду) очень успешна — она заставляет нервничать власти».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.