РепортажиПолитика

«Мы оказываем поддержку Украине, чтобы она победила. Этот взгляд разделяют все в НАТО»

Высокопоставленный представитель альянса на закрытом брифинге подвел итоги последних месяцев войны

«Мы оказываем поддержку Украине, чтобы она победила. Этот взгляд разделяют все в НАТО»

Саммит министров иностранных дел НАТО, 28 ноября 2023 года. Фото: Dursun Aydemir / Anadolu / Getty Images

27–29 ноября в Брюсселе прошел саммит министров иностранных дел НАТО, ставший последней крупной встречей Альянса в этом году. Помимо новых вызовов, связанных с войной на Ближнем Востоке, в фокусе внимания снова была поддержка Украины. Состоялось первое заседание созданного на саммите в Вильнюсе Совета Украина–НАТО, где обсуждался процесс вступления Украины в Альянс и были даны рекомендации Киеву по дальнейшим реформам.

В числе прочего в НАТО подвели итоги украинского наступления этого года и представили свое видение обстановки на фронтах. Корреспондент «Новой-Европа» побывал на посвященном этому вопросу закрытом брифинге высокопоставленного чиновника НАТО и рассказывает, почему украинскую тактику защиты Бахмута и Авдеевки в Альянсе считают «хитроумной» и полетят ли снова российские крылатые ракеты к украинским электростанциям этой зимой.

Инициатива — на стороне Украины, российские войска действуют реактивно

Как считает НАТО, сейчас линия фронта стабилизировалась, — главным образом из-за наступающей зимы, — но инициатива остается преимущественно у украинской стороны. Российские войска вынуждены действовать скорее реактивно, и перспектив их продвижения, несмотря на возобновившиеся наступательные операции, в ближайшую зиму и первые месяцы весны в НАТО не видят.

В последние недели, отмечает разведка Альянса, интенсивность боевых действий нарастает. Особенно жесткое противостояние наблюдается на линии Купянск–Сватово–Кременная в Харьковской и Луганской областях, а также в Авдеевке в Донецкой области и на левом берегу Днепра в Херсонской области. На последнем направлении ВСУ смогли добиться локального успеха и сформировать плацдарм. При этом особенно высоко в НАТО оценивают успехи Украины в создании плацдарма в селе Крынки Херсонской области на левом берегу Днепра. Пока что это не привело к развитию наступления, но эффективно оттягивает российские войска с других участков фронта.

Возросшая с октября 2023 года активность со стороны России, по мнению официального лица НАТО, имеет в первую очередь две цели: отвлечь украинские силы от других участков фронта, а также выйти к реке Оскол для создания «буферной зоны» между оккупированной Луганской областью и Украиной. При этом, поскольку Украина сохраняет группировку на укрепленных позициях на этом участке, успех России в перспективе нескольких месяцев оценивается как «крайне маловероятный».

НАТО также отмечает возросшую с конца октября российскую активность на авдеевском направлении — с целью окружить город. По данным представителей организации, это направление было усилено восемью бригадами российской армии. Но активность у Авдеевки привела, прежде всего, к росту потерь со стороны России.

По оценке Альянса, только людские потери последних месяцев на этом направлении достигли «нескольких тысяч» убитыми и ранеными.

Также Кремль потерял около 200 единиц боевой техники. При этом купянское направление остается единственным, где инициативу сохраняет российская сторона.

Силы противника уничтожаются, но продвижения нет

Главное преимущество Украины, которое позволяет ей сейчас сохранять инициативу почти по всей линии фронта, как отмечает чиновник НАТО, заключается в налаженных поставках амуниции и оружия на фронт, в чём также есть вклад западной коалиции. Однако для того, чтобы случилось реальное продвижение, Украине предстоит найти новые решения.

Как отмечают в НАТО, Украина применила «хитроумную» («canny») тактику: удерживать, казалось бы, не самые стратегически важные населенные пункты вроде Авдеевки или — ранее — Бахмута. Пытаясь захватить их, российская армия несет непропорционально большие потери и тратит большое количество боеприпасов и техники. Таким образом действия России на остальных участках фронта сковываются, а ее запасы стремительно истощаются.

Однако та тактика, которую Украина применяет в Авдеевке или Бахмуте, эффективна лишь для уничтожения большого количества боевой силы противника. Для реального продвижения ее недостаточно. В этом отношении чиновник НАТО согласен с мнением, высказанным главнокомандующим ВСУ Залужным: нынешние подходы не позволяют выйти из тупика на фронте.

При этом на стороне Украины и то, что и в самой стране, и на Западе наращиваются объемы военного производства. Так, в 2022 году военные расходы стран Европы впервые превысили аналогичные показатели последних лет Холодной войны. На недавнем выступлении министр обороны Германии Борис Писториус действительно подтвердил, что только Берлин в будущем году поставит в Украину военную помощь на 8 млрд евро (вдвое больше, чем в предыдущем немецком пакете).

Однако сдержать обещание о поставке Киеву 1 млн европейских снарядов к марту 2024 года, то есть к началу новой фазы украинского контрнаступления, у ЕС не получится. Развертывание военных производств в Европе идет со значительным отставанием от графика.

Тем не менее, в НАТО отмечают возросшую обороноспособность украинских сил ПВО. Благодаря поставкам, обучению и модернизации сейчас противовоздушная оборона Украины может приближаться к 100% поражения ракет со стороны России. Это подтверждается тем, что 25 ноября Украина успешно отбила самую масштабную атаку российских дронов — больше 70 аппаратов.

Россия не добьется успехов на фронте и будет атаковать энергетическую инфраструктуру

По мнению НАТО, сейчас Россия испытывает много проблем на фронте.

Российская армия, в отличие от украинской, действует прежними методами и не «обучается», утверждает чиновник НАТО. Российское командование по-прежнему пытается организовать сложные совместные наступательные действия на нескольких направлениях, сконцентрировать достаточное количество артиллерии и боеприпасов и поддержать моральный дух своих войск. Но вместо этого, по мнению представителя Альянса, российским военным удается лишь направлять недоукомплектованные и необученные части в бессмысленные атаки для достижения политически значимых результатов.

Причин у этого, как считают в НАТО, несколько. Во-первых, российская армия страдает от нехватки амуниции и боеприпасов. Во-вторых, российским частям не хватает маневренности, необходимой для прорыва и эффективного наступления. В-третьих, России не удается обеспечивать стабильное поступление новой обученной боевой силы.

В 2023 году российская армия планировала набрать 420 тысяч «добровольцев», но, как полагают в Альянсе, эта задача оказалась невыполнима. Помимо разведданных НАТО, об этом свидетельствуют хаотичные облавы в мечетях, а также попытки завербовать солдат в постсоветских странах. Но даже тех, кого получается завербовать в российскую армию, не удается в достаточной степени ни обучить, ни обмундировать.

Фото: Stringer / Anadolu Agency / Getty Images

Фото: Stringer / Anadolu Agency / Getty Images

Нынешний уровень подготовки новых российских частей в НАТО описывают как «ужасающий». «Солдат обучают очень небольшому количеству видов оружия, а затем просто отправляют на верную смерть», — отмечает представитель Альянса.

В такой ситуации, считают в НАТО, зимой, скорее всего, стоит ждать усиления ракетных обстрелов энергетической инфраструктуры Украины со стороны России.

По данным, которыми располагает разведка Альянса, российские вооруженные силы уже больше двух месяцев не используют крылатые ракеты своих бомбардировщиков, что, вероятно, помогло накопить большое количество боеприпасов. Аналитики НАТО предполагают, что этот запас будет активно использоваться зимой, чтобы нанести максимальный урон энергетической инфраструктуре Украины в попытках подорвать настроения украинского общества.

Тем не менее, в НАТО не верят, что в ближайший год Россия сможет достичь каких-либо заметных успехов.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.