В Армении полиция задержала 21-летнюю жительницу Ингушетии Фатиму Зурабову, сбежавшую из дома из-за насилия в семье. Об этом «Черте» и «Холоду» рассказали правозащитники из инициативной группы «Марем».
По их словам, Фатима Зурабова обратилась за помощью 21 сентября. Девушка призналась, что с подросткового возраста подвергалась систематическим побоям в семье.
«Били ремнем за недостаточную религиозность, из-за подозрений, что она в какой-то момент может вести себя неподобающе для ингушского общества. Били в профилактических целях.
Три года назад, после того как брат сильно избил ее ремнем, девушку на год лишили телефона. Потом у нее отбирали телефон после каждого избиения, чтобы она не могла фиксировать гематомы», — рассказали в «Марем».
По словам правозащитников, родственники позволили Фатиме закончить колледж и устроиться на работу, однако позднее брат стал настаивать на увольнении девушки. В свою очередь мать Зурабовой заговорила о необходимости выйти замуж, это и побудило ее дочь на побег.
8 ноября девушка вышла из дома под предлогом того, что идет на работу, заказала такси до Минеральных Вод, и оттуда улетела в Армению. 12 ноября она записала видеообращение, в котором призвала свою семью не искать ее и не объявлять в розыск.
Сбежавшую из-за домашнего насилия Фатиму Зурабову отпустили из отделения полиции в Армении
«Да, она в безопасности», — подтвердили «Новой-Европа» в инициативной группе «Марем».
Также о перемещении Зурабовой в безопасное место заявили в офисе омбудсмена Армении.
«15 ноября группа быстрого реагирования офиса омбудсмена посетила указанное отделение полиции, провела приватную беседу с Ф. Зурабовой. Ряд поднятых ей вопросов, в том числе связанных с безопасностью, обсуждался с полицией и представителями неправительственных организаций, активно участвующих в процессе», — сообщил пресс-секретарь офиса омбудсмена Артур Асланян.
14 ноября дядя Фатимы Юсуп Зурабов прилетел в Армению и подал заявление в розыск. В тот же день полицейские выследили девушку по камерам видеонаблюдения и пришли к ней в квартиру в городе Аштарак.
Из дома Зурабову увезли в полицейский участок в Ереван. Там у нее отобрали телефон и закрыли в одном помещении с дядей и его другом. По словам Фатимы, мужчины угрожали ей тюрьмой за побег и говорили, «что разберутся со всеми людьми, которые ей помогали».
Позднее Юсуп Зурабов сам позвонил правозащитникам из «Марем» и заявил, что «подключил все свои связи», включая «верхушку армянского МВД», и получил полный доступ к телефону девушки. Он назвал свою племянницу «тупым ребенком». Мужчина предложил Фатиме приехать в Ингушетию и перед всей семьей заявить, что та уходит из дома.
«Если там перед всеми родственниками она заявит, что хочет уйти из дома, то он “отречется от нее, потому что ему такая племянница не нужна”. Если же его предложение не будет принято, он угрожал разобраться со всеми, кто помогал Фатиме, включая даже случайного таксиста, который вез ее в аэропорт. Он намекал на связи в высших эшелона власти РФ, и говорил, что при необходимости напишет заявление с обвинением Фатимы в краже семейной реликвии — драгоценного кольца», — добавили в «Марем».
По данным «Холода», Фатима осталась в полицейском участке, поскольку посчитала, что выходить за его пределы небезопасно. При этом источник «Черты» утверждает, что полицейские продолжают удерживать девушку. Правозащитники обратились в офис армянского омбудсмена, там заявили, что взяли ситуацию под контроль.
Правозащитники регулярно сообщают о случаях домашнего насилия и побегах жительниц кавказских регионов из семей. Так, в начале октября из Ингушетии бежала 28-летняя Марина Яндиева. По словам девушки, ее родственники держали ее взаперти несколько лет — после того, как она в первый раз убежала от домашнего насилия.
Представитель Команды против пыток, чеченец Магомед Аламов 5 октября подвез Яндиеву на машине, после чего она совершила побег. После этого брата Аламова задержали чеченские силовики, а его самого отвезли в дом к семье девушки и угрожали убийством.
Яндиева отказалась возвращаться домой несмотря на угрозы в отношении Аламова. Она подчеркнула, что «не может чувствовать себя в безопасности» дома.