СюжетыОбщество

Родная тыква

Российские чиновники пытаются заменить вражеский Хеллоуин славянским Тыквенным Спасом. Но получается не очень

Родная тыква

Фото: Olivia Spink / Unsplash

26 октября первый замминистра образования и науки Якутии Алевтина Аргунова написала письмо в якутские школы, в котором рекомендовала вместо западного Хеллоуина проводить «мероприятия, направленные на сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей». В пресс-службе региона сообщили, что «в свете последних событий руководство Министерства образования и науки Якутии считает нецелесообразным праздновать» Хеллоуин.

Источник: телеграм-канал « Пряная Якутия »

Источник: телеграм-канал «Пряная Якутия»

Телеграм-канал «Пряная Якутия» с аудиторией более 8 тысяч подписчиков организовал опрос, и большинство читателей поддержали это решение.

Источник: телеграм-канал « Пряная Якутия »

Источник: телеграм-канал «Пряная Якутия»

Аргунова не единственная чиновница, которая решила отменить Хеллоуин. В некоторых школах, например, предложили вместо него отмечать новый, якобы более подходящий и подлинно славянский праздник — Тыквенный Спас. Борьба с западными праздниками ведется уже несколько лет, однако сейчас активность чиновников в этом направлении заметно выросла.

Валентинка солдату 

В ижевской школе № 16 вместо Хеллоуина планировали отпраздновать Тыквенный Спас — руководство школы сообщило об этом в школьной группе во «ВКонтакте». В числе запретов на время проведения мероприятия был пункт о «маскарадных костюмах нечистой силы». В последний момент руководство школы передумало: Хеллоуин всё же отменили, а вместо Тыквенного Спаса провели тематический тыквенный фестиваль.

Источник:  ВКонтакте

Источник: ВКонтакте

«Несмотря на ажиотаж вокруг нашей школы и множество негодований, наш праздник состоялся. Всё было ярко, насыщенно, интересно, зажигательно и просто классно. Мы уверены, что «Тыквенный фестиваль» станет замечательной доброй традицией 16-й школы», — отметили на странице школы во «ВКонтакте».

В число западных праздников, с которыми борются чиновники, регулярно попадает День святого Валентина. 14 февраля этого года глава Севастополя Михаил Развожаев в своем телеграм-канале предложил вместо валентинок писать письма солдатам: «Смотрю, что и эфир на ТВ, и соцсети по всей стране сегодня опять забиты Днем святого Валентина. Этот так называемый «праздник» всегда выглядел фальшиво, а сейчас — особенно… Кому очень хочется отправить в феврале валентинку, есть предложение вместо этого написать письмо солдату. Наши защитники улыбнутся и скажут спасибо! Вот это — по-нашему!»

Для Развожаева День святого Валентина — не просто праздник, а опасная провокация. «Этот «праздник» навязан Западом, индустрией развлечений и потребления, а мы поддались на провокацию, — отметил он

. — Красиво же: сердечки, цветочки, «как во всем мире». Только вот ничего хорошего в этом «как во всем мире» нет. Что бывает с людьми, отрекшимися от своих истоков и веры, мы видим на примере Украины.

У них одинаково нормально запретить Деда Мороза и надеть карнавальный костюм со свастикой на утренник в детском саду. У нас есть свой православный День семьи, любви и верности — 8 июля. День памяти святых Петра и Февронии Муромских. Давайте делать его популярным?»

Виталий Милонов. Фото: Duma.gov.ru, CC BY 4.0

Виталий Милонов. Фото: Duma.gov.ru, CC BY 4.0

В 2022 году депутат Виталий Милонов также критиковал проведение Дня святого Валентина: «Ни в школах, ни в государственных учреждениях такого праздника быть не должно».

В своем телеграм-канале 30 октября Милонов написал, что «россиянам следует воздержаться от празднования как Хеллоуина, так и его суррогатов — переформатирование этого дня в «Тыквенный Спас» ничего не меняет.

С таким же успехом «День каннибализма» можно заменить на «День аборигена». <…> Выбросить надо к чертям собачьим этот бесовской «праздник», и дело с концом». 

Еще в 2018 году Православный правозащитный аналитический центр опубликовал статью, в которой, сославшись на нескольких активистов, потребовал отмены Хеллоуина: «Празднование оккультного праздника с явно агрессивной, устрашающей, сатанинской символикой не может стать традиционным в России — тем более недопустимо вводить его в качестве регулярного мероприятия в детских учебных заведениях. Это преступление против детства и семьи!»

Фальшивая история праздника 

Социальный антрополог и фольклорист Александра Архипова, автор ТГ-канала «(Не)занимательная антропология», рассказала «Новой-Европа», что провела собственное небольшое исследование попыток отменить Хеллоуин.

«Я воспользовалась базой данных “Интегрум”, она включает все российские СМИ, исключая иноагентов, — рассказала Архипова. — То есть эта выборка иллюстрирует официальную точку зрения. Я выяснила, что примерно с 2016 года начинается довольно вялая попытка заменить Хеллоуин «своим» праздником. Сначала таким праздником была Велесова ночь. Якобы в ночь с 31 октября на 1 ноября настоящие древние славяне праздновали смену времен года, в это время ворота в иные миры открывал бог Велес».

С 2016 года, рассказывает Александра, об идее праздновать Велесову ночь писали в основном региональные СМИ или очень маленькие нишевые издания. Одновременно с этим в интернете много шутили про Тыквенный Спас, про постоянное усиление православия и стремление показать, что у нас всё свое. В 2016 году в городе Кировске при поддержке местной администрации провели благотворительную акцию «Тыквенный Спас», где собирали деньги на лечение детей, — так это словосочетание в первый раз стало названием мероприятия.

Всерьез о Тыквенном Спасе заговорили в 2022 году — тогда и началось изобретение праздника на коленке. СМИ начали активно писать, что Тыквенный Спас — наш подлинный славянский праздник. 

Александра приводит свой любимый пример: «НИА-Красноярск пишут, что «огромных размеров плод тыквы был привезен святому Владимиру Ясно-солнышко византийскими монахами». То есть тыква, которая на самом деле была привезена из Мексики, оказывается, была привезена несуществующему персонажу Владимиру Ясно-солнышко монахами. Никакого Тыквенного Спаса, естественно, не существует. Есть яблочный, медовый, хлебный, но тыквенного точно нет».

Поддержать независимую журналистикуexpand

Политика культурного изоляционизма 

Хеллоуин появился в России и стал постепенно набирать популярность в конце 90-х — начале 2000-х. Тогда, вспоминает социолог Виктор Вахштайн, экс-декан факультета социальных наук в Шанинке, это был определенный маркер поколения, проявление некоего поколенческого противостояния.

«Этот праздник никогда не был укоренен в рутине повседневной жизни русского человека, не выполнял хронометрическую функцию, не был закреплен институционально, — рассуждает Вахштайн. — До определенного момента его просто не было в нашей повседневности. В конце 90-х праздник становится знаком принадлежности к новому прогрессивному поколению и частью импорта всего, что связано с западной культурой».

Фото: The Moscow School of Social and Economic Sciences, CC BY-SA 4.0

Фото: The Moscow School of Social and Economic Sciences, CC BY-SA 4.0

«Я хорошо помню, как мы с друзьями, живя в общежитии, решили отметить Хеллоуин: тыкву вырезали, свечку поставили, — рассказывает эксперт. — Разумеется, сразу прибежал комендант с криком: «Что вы делаете?! Это же вражеский праздник!» Это было очень четкое противостояние. Для нас это было знаком того, что мы не совки».

По мнению Александры Архиповой, такие запреты на западные праздники — это попытка порвать любые связи с западной культурой. «Это политика культурного изоляционизма, — говорит она. — Способ сказать, что нам не нужны эти ваши западные штуки, у нас есть свои утвержденные мероприятия. У нас не должно быть праздника, который объединяет людей с другими людьми, у нас должны быть только праздники, объединяющие нас друг с другом. Тыквенный Спас пытаются продать как древний и общеславянский праздник. То есть пытаются объединить славян. Эта идея славянского мира всё время звучит — и это очень важно».

Александра отмечает, что подобные идеи запретов часто возникают в регионах Сибири и на Урале. Почему, Архипова не знает, но связывает это с более сильным, чем в европейской части России, стремлением к поиску самоидентичности.

Александра Архипова. Фото:  Facebook

Александра Архипова. Фото: Facebook

«Любой режим начинается с запретов праздника, — рассуждает Архипова. — Вспомните изобретение Нового года в Советском Союзе Сталиным в 1935 году. Привычный нам ритуал был всецело придуман. Была идея, что вся советская страна должна иметь свой праздник, и он един для всех, никакого исключения быть не может, у всех единые правильные хорошие советские эмоции».

При этом Александра считает, что заменить Хеллоуин своим праздником будет не так просто — на это придется потратить много сил и времени.

«Если бы у нас сейчас был настоящий тоталитаризм, то дети бы только вязали носки и рисовали открытки на фронт, — говорит антрополог. — У нас же пока какой-то специфический информационный авторитаризм. Приходит сообщение, что надо вязать носки: десять человек из класса вяжут, а 20 на урок не приходят. Точно так же и про

Тыквенный Спас — это только для галочки. Это славянское единство носит только показательный характер». 

По мнению Вахштайна, борьба с Хеллоуином не связана с войной напрямую. Команда «закручивать гайки» была дана еще накануне войны: начались судебные процессы, усиление репрессий, повышенный контроль над школами и школьной программой — тогда усилилось и идеологическое влияние.

«Нельзя сказать, что беспилотники полетели, и сразу решили отменить тыквы, — говорит Вахштайн. — Не искал бы я тут и совсем уж религиозного мракобесия, не переоценивайте стройность идеологической линии». Вахштайн считает, что за отменой Хеллоуина может стоять очередная попытка чистки символического ряда, чтобы «неправильные вещи» не становились «неправильными символами».

«Почему именно Тыквенный Спас? Каждый раз, когда праздник победить не можешь, — переназови! — говорит социолог. — Вот Тыквенный Спас, например, отличный контрфрейминг. Такая символическая политика идет давно и приобрела удушающий размах, но на фоне всех остальных репрессий, реальных, а не символических, этот вопрос не является первостепенным. Важнее говорить про уроки истории, разговоры о важном, солидаризирующие символы».

Нет тыквам в школах 

Педагог и основатель Института неформального образования и Школы неформального образования «Апельсин» Дима Зицер тоже считает, что отмена Хеллоуина легко укладывается в общую логику запретов: «Можно составить длинный список того, что они отменяют — свободное поведение в самом простом смысле этого слова, историю, если мы говорим про измененные учебники истории. Речь и об обязательном пении гимна и определенных песен. При этом какие-то другие песни петь не рекомендуется — они считаются вражескими. Чиновники — очень простые люди, поэтому они и действуют посредством [сигналов] «красный флажок — зеленый флажок». Без слез и без смеха это анализировать невозможно. Было бы даже странно, если бы об отмене Хеллоуина речь не пошла».

Дима Зицер. Фото:  Facebook

Дима Зицер. Фото: Facebook

Катастрофы для детей в отмене Хеллоуина Зицер не видит. «Ничего ужасного в этом нет, просто детей лишат возможности повеселиться, — говорит он. — Любой праздник, на котором человек может покривляться, повеселиться, любой карнавал — это прекрасно! Мы можем проанализировать собственные страхи, посмеяться над ними, но даже этот простейший анализ сложен для чиновников из министерства образования. Они, видимо, думают, что дети из-за Хеллоуина превратятся в бесов. Что я могу на это ответить? Разве что посоветовать психиатра».

С Зицером соглашается экс-директор Европейской гимназии Иван Боганцев: запрет на Хеллоуин, говорит он, не очень влияет на детей, он скорее просто испортит им настроение и заставит лишний раз подумать, что школа — это институт, которому надо противостоять. Но сам по себе фокус на борьбе с праздниками симптоматичен — особенно в ситуации, когда школы в России находятся почти в катастрофическом состоянии.

Иван Боганцев. Фото:  Facebook

Иван Боганцев. Фото: Facebook

«Учителя зарабатывают очень мало, классы переполнены, в некоторых небольших школах учителей просто нет, — говорит Боганцев. — Чиновники же заняты написанием писем про Хеллоуин. Они таким образом показывают суперлояльность существующей системе ценностей. Вот они написали указ — и их уже начальник видит, мол, человек наш, лояльный, за Тыквенный Спас!»

По мнению Александры Архиповой, главный вред для школы в случае с отменой Хеллоуина — это снижение социализации.

«Российская школа вообще не наполнена никаким разнообразием, — говорит антрополог. — В европейских и американских школах есть развлечения, есть много способов почувствовать себя кем-то другим, изменить свой социальный статус на какое-то время. В длинном осеннем семестре никакого праздника нет. Хеллоуин — это единственное мероприятие, которое дети радостно бросаются делать сами, в нем не было никакого идеологического давления. Судя по всему, наши методисты пытаются это истребить. При этом как праздновать Тыквенный Спас, не очень понятно».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.