СюжетыОбщество

На братских билбордах не ставят крестов

Русские националисты в ужасе: они считают, что российские власти активно убирают православные кресты со всей публичной символики, чтобы угодить мусульманам

На братских билбордах не ставят крестов

Фото:  EPA-EFE / YURI KOCHETKOV

У «патриотически» настроенных телеграм-каналов, публицистов и военкоров новая головная боль: они уверены, что в России с изображений православных храмов на плакатах, муралах и с любой другой наружной символики специально убирают православные кресты. По мнению националистов, власти делают это, чтобы «задобрить» мусульман, — и это крайне сильно раздражает ультраправых, которые давно пропагандируют антимигрантскую риторику. «Новая газета Европа» рассказывает про каждый «замазанный» крест.

«Дехристианизация шагает по России»

Судя по всему, весь переполох начался с выборов символа Новгородской области. Жителям региона было предложено проголосовать за понравившийся концепт с 5 по 21 сентября. В результате победил концепт символа в виде стилизованного памятника «Тысячелетие России». Он представляет собой шар-державу, увенчанный православным крестом, который поддерживают ангелы. У подножья державы также стоят скульптурные группы, посвященные значимым событиям истории России. Среди них — фигура новгородского князя Владимира Святославовича, при котором произошло крещение Руси. В руках он держит византийский шестиконечный крест.

Концепт-арт символа был очень детальным, поэтому оба креста было отчетливо видно. Однако после выборов концепт отдали на доработку дизайнерам. В результате изображение сделали более схематичным, из-за чего один крест заменили на точку, а второй — и вовсе убрали.

Слева — концепт-арт символа Новгородской области, справа — законченный дизайн. Скриншот: symbol.vnru.ru

Слева — концепт-арт символа Новгородской области, справа — законченный дизайн. Скриншот: symbol.vnru.ru

И началось.

«Изумленным жителям предстал изуродованный, обезглавленный и искаженный монумент. Голосовали за одно изображение, а презентовали совершенно другое. Крест с вершины и второй — из рук князя Владимира — были уничтожены, их не было. Зато добавились символические микросхемы», — такое сообщение, например, поступило в редакцию сетевого издания «Генплан Великого Новгорода».

4 октября общественная палата Новгородской области объявила, что символ доработали «с учетом мнения наших жителей» и добавили на него потерянные кресты.

«Доработанный» символ Новгородской области. Скриншот: symbol.vnru.ru

«Доработанный» символ Новгородской области. Скриншот: symbol.vnru.ru

Однако на этом история не закончилась. Ее подхватили «патриоты»-националисты и начали искать другие случаи с «подтертыми» крестами.

Так, например, Z-паблик «Русские грамоты» обнаружил, что на мурале, созданном ко Дню учителя в Хабаровске, изобразили Градо-Хабаровский Успенский собор без крестов — вместо них над куполами нарисовали простые шпили. «Дехристианизация шагает по России», — так ситуацию прокомментировали в паблике.

Мурал ко Дню учителя в Хабаровске. Фото: telegram / russkiegramoty

Мурал ко Дню учителя в Хабаровске. Фото: telegram / russkiegramoty

В Москве тоже всё не слава богу. В столице на протяжении последних 26 лет ежегодно проходит конкурс «Московские мастера». В брендинге активно используется изображение храма Василия Блаженного, однако вместо крестов на нем тоже нарисованы точки.

Фото: Московские мастера

Фото: Московские мастера

Судя по прошлогодним баннерам, это же изображение использовалось и в 2022 году, однако тогда никто не обратил на это внимания.

Изображение

Патриоты также обнаружили, что кресты замазали на агитационном военном плакате в Санкт-Петербурге.

Фото: telegram / apwagner

Фото: telegram / apwagner

Как отмечает разочаровавшийся в ЧВК «Вагнер» автор телеграм-канала Alex Parker Returns (ранее известный как AP Wagner), на плакате изображена церковь Николая Чудотворца в деревне Согиницы Ленинградской области. В жизни на ней, естественно, есть кресты.

Сам плакат является частью пропагандистской фотовыставки «Родина, которую мы защищаем» в Санкт-Петербурге. Она открылась у входа на Дворцовую площадь еще в феврале 2023 года.

Это не единственный плакат на выставке, на котором изображен православный храм. На другом из них военный стоит на фоне Петропавловской крепости, из-за стен которой виднеется собор. При этом его кресты остались нетронутыми.

Чем обосновано решение убрать кресты с церкви Николая Чудотворца, неизвестно. Возможно, дело в не очень аккуратном фотошопе.

Отдельно Z-публика припомнила цифровой герб России, принятый еще в 2017 году. На нем ради упрощения кресты заменили на ромбики.

Фото: соцсети

Фото: соцсети

«Прежний рисунок герба делался для большого экрана, бумаги, флага. Если его уменьшить, то детали превращаются в кашу, и невозможно разобрать, что изображено», — так объяснял решение один из дизайнеров символа, Артем Геллер.

Помимо Геллера над упрощенным дизайном герба работали Сергей Шапиро и Михаил Жашков.

«Патриоты» не смогли пройти мимо таких фамилий.

«В качестве дизайнеров герба выступили Кац/Шац/Альбац Артем Геллер и Сергей Шапиро», — говорится в сообщении, которое начали распространять пользователи «ВКонтакте» и Z-телеграма.

Кто виноват?

По мнению Z-публики, всё происходящее — не случайность и не совпадение, а планомерная политика государства по задабриванию мусульман.

«Видимо, [кресты убирают] чтобы не обижать мигрантов, которых миллионами завозят в страну. Причем большинство мигрантов кресты никак и не задевали. Задевали только самых отбитых и радикализированных, исповедующих ваххабизм и помешанных на русофобии. Вот им и решили превентивно “подлизнуть”», — пишет военкор Юрий Котенок.

«Страна у нас мультикультурная, многонациональная, многоконфессиональная. А Русская Православная цивилизация весь этот левоглобализм обижает самим своим существованием», — продолжает координатор движения «Русский союз» Сергей Григоворов.

«Тут нетрудно догадаться, к чему всё идет. Место без креста будет недолго пустовать. В обозримом будущем его займет полумесяц. И у меня нет никаких сомнений в том, что под крестом жить гораздо лучше. Независимо от того, православный вы, агностик, аметист или аутист», — резюмирует праворадикальный телеграм-канал «Под лед». «Под лед», как отмечала «Новая газета», был в сетке патриотических каналов, которые требовали уволить ректора МФТИ после того, как на сайте вуза был опубликован анонс встречи с Дмитрием Муратовым.

Отдельно возмущенные патриоты упоминают, что в далеком 2005 году именно мусульмане попросили убрать кресты с российского герба. По крайней мере, такой текст опубликовало информационное агентство «Ислам-инфо». В нем говорилось, что «большинство мусульманских лидеров и ученых призывает убрать с российского герба православную символику».

Глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль, комментируя это заявление, тогда сказал, что существующий герб — «это герб Римской империи и он соответствует совершенно другой духовной реальности».

Интересно также то, что эта дискуссия появилась в «патриотических» пабликах после новости об избиении Адамом Кадыровым, сыном главы Чечни, фигуранта дела о сожжении Корана Никиты Журавеля, которая для националистов выглядела примерно так: «Путин отдал русского парня на растерзание террористам, с которыми мы десять лет воевали». Вечером 6 октября Адам Кадыров был удостоен звания «Герой Чечни».

Однако политолог Фёдор Крашенинников считает, что не стоит искать в происходящем признаки обиды «патриотов»-националистов. Более того, по его мнению, никакой такой группы не существует.

«На мой взгляд, мы напрасно обманываем себя, придавая какую-то значимость тому, что мы считаем сетками провластных телеграм-каналов. Есть некоторое количество телеграм-каналов, прямо сказать, не самых влиятельных, которые изображают из себя каких-то турбо-патриотов. За ними, судя по тому, что происходит в России, никто не стоит. Все эти рассказы о том, что Пригожин был супер-популярным, Стрелков был супер-популярным, что существуют какие-то могущественные националисты, которые за войну, но против Путина, — это все фантазии. Таких в настоящее время нет. Более того, нет никаких подтверждений тому, что существует какое-то патриотическое, националистическое, шовинистическое движение помимо того, которое организует государство.

Все пропагандистские кампании, которые мы видим, — государственные. Роль националистических, шовинистических лидеров равна нулю. Мы не видим этих лидеров, кто эти лидеры? Убили Пригожина — что, миллионы людей вышли на улицу? За Пригожина, кстати, вышло гораздо меньше людей, чем за Навального. Откуда взяли эту идею, что в России Пригожин был какой-то супер-популярный? Мемориал ему поставили? Где-нибудь, хоть в одном городе, мемориалы ему до сих пор существуют? Нет. То есть это движение без лидера и без масс.

По сути говоря, мы видим игру провластных телеграм-каналов между собой. Какая-то часть этих каналов делает вид, что их много, но в реальности их нет. Кто-то из них затертые крестики ищет, кто-то еще чего-то там. У них такая работа. Им надо отчитываться перед начальством о посещаемости, получать деньги, хайповать. Так как их не подпускают к большим темам, они пытаются на таком хайповать.

Видеть здесь какое-то движение, тем более глубинное, массовое, опасное для власти, я бы не стал. Почему? Потому что пропагандист Мардан, который, например, писал про это, получает деньги от власти. И как только ему его начальство скажет перестать, он перестанет. Вот и все».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.