ИнтервьюКультура

«Мир стримингов вырос и поступил в колледж»

Гильдия сценаристов США достигла соглашения со студиями и прекратила забастовку. Пересмотрены выплаты и условия использования ИИ. Почему это важно

«Мир стримингов вырос и поступил в колледж»

Члены WGA (Гильдия сценаристов Америки) проходят мимо демонстрационных плакатов. Фото: EPA-EFE/ETIENNE LAURENT

Крупнейший кризис в Голливуде подошел к концу: на прошлой неделе Гильдия сценаристов (WGA) заключила предварительное соглашение со студиями, и в ближайшие дни сценаристы вернутся к работе. Забастовка длилась 148 дней, сотни проектов были поставлены на паузу, премьеры отложены, экономические потери для США составили 5 млрд долларов.

Итогом стала победа WGA: профсоюз добился увеличения выплат своим авторам и более прозрачной схемы отчислений роялти, были урегулированы вопросы минимального состава сценарных команд для проектов в разработке и сериалов. Одним из наиболее интересных пунктов в переговорах оказалась проблема искусственного интеллекта: сценаристам удалось добиться запрета на использование ИИ для написания или корректуры сценариев со стороны студий, хотя сами они сохранили право его использовать — с обязательным условием проинформировать об этом заказчика.

Подписанное соглашение будет действовать три года, то есть до мая 2026-го. «Новая-Европа» уже рассказывала о том, почему эта забастовка стала эпохальным событием для индустрии, и об условиях, которых требовали писатели. И хотя Гильдия актеров (SAG) всё еще продолжает свою собственную забастовку, некоторые предварительные итоги можно подвести уже сейчас.

Может сложиться ощущение, что цеховая забастовка на Западном берегу — внутрииндустриальная, хоть и очень дорогая история, но это понимание ложное. Процессы, происходящие в Голливуде, напрямую скажутся на нас, и не только как на потребителях контента. Форма производства имеет прямое отношение к содержанию, а так как Голливуд производит «культурный продукт», причем общечеловеческого масштаба, то форма этого производства скажется на всем облике популярной культуры в ближайшие годы.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, мы поговорили с кинокритиком Еленой Смолиной, живущей в Лос-Анджелесе.

Елена Смолина

кинокритик

— Последнее время чувствовалась усталость. Большие студии, конечно, пытались сохранить ситуацию такой, какой она была до начала забастовки, а сценаристы, хотя и хотели уже вернуться к работе, понимали, что их единственный инструмент давления — продолжать забастовку. Но надо сказать, что тех, кто от имени WGA вел переговоры и руководил забастовкой, кто выстоял перед напором студий, сейчас воспринимают как героев. Их встречают овациями, люди плачут и благодарят их в постах и видео.

Что нужно понимать об этом временном соглашении: гильдия разослала документ, в котором 96 страниц, но даже эти 96 страниц не являются полным текстом контракта. В профильной прессе часто опускают подробности, потому что есть пункты, в которых нет единых простых цифр и единых процентов, очень много пунктов с уточнением для каждой сценарной ситуации. Кроме форматов полнометражного фильма или сериала существует множество других прописанных жанров, например, сценарии для late night show, получасовые комедии и так далее.

— То есть соглашение носит предварительный характер?

— Переговоры шли в несколько раундов. Был раунд перед 1 мая, когда ни о чем не договорились и объявили о начале забастовки, был раунд переговоров в августе, который тоже был неудачным. И говорят, что самым психологически тяжелым и одновременно успешным был сентябрь. Летние каникулы закончились, отпуска закончились, и в сентябре стало понятно, что всё еще никто не работает и вся индустрия стоит. Тогда и начали не просто «договариваться»: к переговорам подключились первые лица студий.

И руководство Amazon, и боссы Netflix, и Боб Айгер из Disney — они все стали участвовать в переговорах. Появилось понимание, что они настроены на какую-то серьезную договоренность.

Сейчас заключен tentative agreement [предварительное соглашение], то есть уже договорились, но должен пройти процесс ратификации, прежде чем все соглашения вступят в силу.

Под ратификацией понимается формальное голосование среди некоторых членов гильдии. Но так как они уже приняли решение разрешить сценаристам вернуться к работе, это говорит о том, что всё будет ратифицировано. И сейчас настроения в индустрии такие, что все счастливы, а эту сделку называют абсолютно исключительной.

— Какой из переговорных треков был наиболее тяжелым: увеличение отчислений, размеры сценарной комнаты или использование ИИ?

— Есть таблица, в которой видно, по каким вещам сложнее всего было договориться, а в каких случаях удалось отстоять даже самые мелкие требования. Не удалось добиться еженедельных выплат для сценаристов, но в результате переговоров утвердили «улучшенное расписание платежей»: размеры аванса, какой гонорар нужно выплачивать после первого варианта сценария, и так далее. Гильдия, правда, хотела разбить гонорар на еженедельные платежи, но этого добиться не удалось.

Что касается ограничений на использование ИИ, здесь удалось добиться существенных сдвигов. Изначально студии вообще не хотели ничего делать по этому пункту, и вместо регуляции предложили провести серию каких-то образовательных встреч, которые носили бы просто информативный характер. Но есть ощущение, что будущее туманно. Да, сейчас продукт работы ИИ запретили считать литературным произведением, а ИИ не может считаться писателем или сценаристом. Сценарист может использовать ИИ в своей работе, но он обязан предупреждать студию.

Это интересный момент, потому что сами студии переживали, что вместо оригинальных сценариев им начнут подсовывать материал, сгенерированный ИИ. Но, кажется, этот пункт будет еще пересматриваться и пересматриваться. Когда через три года контракт будет перезаключаться, думаю, у ИИ уже будут иные возможности.

Члены и сторонники SAG-AFTRA и WGA проходят пикет в Paramount Studios 19 июля 2023 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. Фото: JC Olivera/Getty Images

Члены и сторонники SAG-AFTRA и WGA проходят пикет в Paramount Studios 19 июля 2023 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. Фото: JC Olivera/Getty Images

— А что касается производства вне крупной индустрии, работы инди-студий? Там ИИ может написать сценарий без сценариста?

— Да, но это должна быть ситуация, где проект обходится без сценариста из гильдии. Всё, о чем мы говорим сейчас, касается историй, когда компания хочет иметь сценариста из WGA. Если ты работаешь внутри системы профсоюзов, тогда у тебя и режиссер из профсоюза, и сценарист, и оператор, и так далее. Это определенный уровень ведения кинобизнеса. Но если ты не хочешь этого делать, тогда, например, ты работаешь с европейскими компаниями или на каких-то других рынках труда. Но оперировать внутри Голливуда так сложнее.

Проблема в том, что если ты американец, а не европеец, то как только ты начинаешь работать на профессиональном уровне, тебя фактически вынуждают вступить в гильдию.

Приходит приглашение, от которого ты не можешь отказаться. Если хочешь вступить в гильдию сам, то нужно набрать определенное количество баллов за проекты сценариев или проекты в разработке. Но если ты написал полнометражный фильм и тебя ставят в титры, то, в принципе, ты уже должен быть членом гильдии. Если отказываешься от вступления, это штрейкбрехерство: ставка за фильм для члена гильдии условно 140 тысяч долларов, а ты пишешь за 50 тысяч. Найти работу, конечно, легче. Но гильдия этого не любит, и дальше у тебя будут проблемы. Ну и все хотят иметь медстраховку, в Америке нет бесплатной медицины, а если ты не в гильдии — лечи себя сам.

— А что насчет забастовки актеров, которые всё еще ее продолжают и даже включили в требования запрет на участие в производстве видеоигр сейчас?

— Про игровую индустрию точно не знаю, но сейчас SAG [Гильдия актеров] возвращается к переговорам. Внутри индустрии считают, что они договорятся очень быстро. Все уже хотят вернуться к работе, а без актеров это трудно.

— Складывается впечатление, что это одно из крупнейших событий в индустрии за много лет. Как это в итоге скажется на принципе производстве кино в глобальном масштабе? За исключением отложенных премьер? Вырастет ли качество производимого контента, замедлятся ли темпы производства? Как вы думаете, был ли глобально скорректирован тренд развития индустрии?

— Последствия нам только предстоит увидеть. Есть версия, что, поскольку годовой бюджет стриминг-платформ не изменился и не изменится, то сейчас, когда им придется больше платить сценаристам и актерам, останется меньше средств на производство. Возможно, это отразится в лучшую сторону на качестве. Будет меньше проектов и больше усилий и времени на каждый из них.

Но у сценаристов, которых набирают в писательские группы [на сериальные проекты], выбор небогатый. Проектов будет меньше, чем в последние годы. Ситуация двойственная: условия вроде выгоднее, но трудоустроиться будет сложнее.

Говоря о глобальных последствиях, я бы сейчас сделала ставку на то, что будет меньше телевидения и больше кино. Не обязательно крупные картины, блокбастеры, это могут быть и небольшие нишевые фильмы. Такое впечатление, что телевизионный бум, который мы наблюдали последние несколько лет, сейчас скорректируется.

Мне понравилась метафора из New York Times: мир стримингов был такой юный, мы только что наблюдали его рождение, но вот он наконец повзрослел и поступил в колледж. Начинается более зрелый этап развития этой части индустрии.

— Правильно ли я понимаю, что стриминги постепенно исчерпали объемы аудитории и пределы роста?

— Да, их модель оказалась более сложной, чем нам обещали как потребителям. Была эпоха кабельного телевидения, и зритель платил за подписку некоторую существенную сумму в месяц. Потом пришли стриминги и посулили, что всё будет почти бесплатно, бесконечно и без рекламы. Но оказалось, что это невозможно. Сейчас, когда ты подписан на AppleTV+, Disney+, Netflix, HBO Max, Amazon Prime, Hulu, — пожалуйста, плати те же самые 100 долларов в месяц. А реклама при этом там есть — в лучшем случае как в новом «Сексе в большом городе», где в каждой серии по три минуты «Кадиллака». Спасибо большое, что серия не прерывается в середине на рекламную паузу, но всё равно — три минуты в каждой серии ты фактически смотришь рекламу «Кадиллака». Так что стриминги ищут какие-то новые бизнес-модели, чтобы выжить. Такое взросление.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.