СюжетыОбщество

Не признали в лицо

Россиянки всё чаще подвергаются атакам из-за ношения «неправильной» одежды

Не признали в лицо

Фото: Mikhail Svetlov/Getty Images

Не успела улечься пыль вокруг истории с нахабинскими шортами, как в Москве — новый скандал вокруг того, как должна быть одета женщина. В начале сентября в сети стало распространяться видео, где мужчина в московском метро в агрессивной форме требует от девушки в никабе — мусульманской женской одежде, закрывающей всё тело, кроме глаз, — снять платок. История получила огромный резонанс: российские националистические группы опубликовали данные девушки и стали ее травить, а Центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ) начал проверку в отношении атаковавшего ее мужчины.

Между тем в последние недели случаи нападения на женщин в связи с тем, что они носят закрытую мусульманскую одежду, происходят всё чаще. «Новая-Европа» исследует очередной наметившийся цивилизационный разлом в российском обществе.

Лиза Барановская — русская девушка, ислам приняла в сознательном возрасте, никаб носит уже несколько лет. В тот день она возвращалась с работы вместе со своей начальницей. Один из пассажиров стал принуждать Лизу снять платок, аргументируя свое требование тем, что «русских пацанов на СВО убивают, пока они все здесь сидят…».

Девушка начала вести видеосъемку после того, как мужчина несколько раз попытался сорвать с нее платок.

«Спецоперация в России идет, понимаешь? Можешь снимать меня сколько хочешь», — говорит мужчина в начале видео. Несколько пассажирок пытаются заступиться за Лизу:

— Что вы пристаете к человеку? Вы угрожаете [ей], что ли?

— Я пристаю к человеку? А вы все толерантные, да? То, что у нас русских пацанов на СВО убивают, пока эти здесь сидят…

Еще один пассажир старается успокоить мужчину:

— А что ты хочешь от девушки?

— Я чо хочу? Чтобы она снимала [никаб] и нормальную одежду носила.

— В смысле нормальную одежду? Она хорошую одежду носит, достойную, какие вопросы?

— Она скрывает лицо, у нас это террористическая угроза может быть.

В то же время другой пассажир встал на сторону агрессора: «А я за него заступлюсь, понял? Правильно делает замечание».

После того как видео из метро завирусилось, Елизавета записала видеообращение, в котором попыталась «прояснить ситуацию».

Лиза Барановская. Фото: соцсети

Лиза Барановская. Фото: соцсети

«Я гражданка Российской Федерации с рождения, и я очень уважительно и толерантно к другим религиям и национальностям отношусь. В тот день я ехала со своей начальницей, православной женщиной, мы с ней в прекрасных отношениях. Решение покрыться таким образом полностью мое. Я не призываю к этому другие религии или других мусульман. Ситуация произошла так: мы спокойно сидели общались [с начальницей], подходит мужчина, начинает просто вплотную к моему лицу кричать и совать руки в мое лицо. Если бы не было физического взаимодействия, я ситуацию просто бы оставила. Возгласы были такие, что я не имею права носить хиджаб в России. Спасибо большое людям, которые заступались, которые пытались поговорить с ним. Но, к сожалению, человек стоял полностью на своем, ни к чему это не привело, он выходил [из вагона] с гордо поднятой головой, чувствуя себя победителем. В России живет больше 40 млн мусульман, и мы имеем право исповедовать свою религию, это закреплено в конституции», — говорит девушка на видео.

Одной из первых видео из метро опубликовала дагестанская правозащитница Марьям Алиева. Марьям предложила Лизе свою помощь, если та захочет написать заявление на мужчину.

«Я нашла ей адвоката Азу Алиеву, девушка написала заявление [с просьбой возбудить уголовное дело по двум статьям — о возбуждении ненависти по религиозному признаку и о нарушении права на свободу совести и вероисповедания.Прим. ред.]. С ней потом связался следователь. Он сказал, что ее заявление будет рассмотрено. Сказал, что молодого человека и мужчину, который за него заступился, задержали, и что будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела», — рассказывает Марьям.

На деле мужчин просто позвали на беседу: Центр противодействия экстремизму начал проверку по этой ситуацию, однако уголовное дело заведено не было. Зато ситуацию начали активно освещать СМИ и телеграм-каналы.

Националистические сообщества разыскали и опубликовали персональные данные девушки, ее адрес и номер телефона, а кавказские паблики — требовали найти и наказать мужчину. 

«Пару дней назад следователь пришел к Лизе домой. Сначала мы очень испугались, потому что подумали: он пришел по ее душу, ведь очень большое количество людей в комментариях в социальных сетях стали писать о том, что она экстремистка, террористка, просили ФСБ проверить ее. Но оказалось, что все ее адреса и адреса ее родителей, телефоны каким-то образом попали в нацистские группы, в которых предлагалось ее найти, убить, избить и так далее. Следователь пришел из-за этого», — говорит Марьям Алиева.

Также, по словам Алиевой, последние два дня ни она, ни адвокат не может выйти на связь с Елизаветой.

Сюжет о произошедшем снял и пропагандистский телеканал НТВ. «Казалось бы, обычная перепалка в метро, но наделала она много шума, ведь привычная ситуация повернулась в другую сторону», — простодушно констатирует корреспондент НТВ.

В своем ролике российские пропагандисты попытались выгородить мужчину, который «всего лишь попросил пассажирку в никабе открыть лицо», а затем и вовсе обвинили Лизу в том, что она якобы исповедует «нетрадиционный ислам, раз уж решила выделиться таким вот необычным способом».

Адвоката Азу Алиеву, которая представляет интересы Елизаветы, канал НТВ назвал «защитницей разного рода экстремистов». 

Главный вывод, который корреспондент сделал из ситуации: «Это была обычная провокация радикальных исламистов, ведь даже те, кто в исламе с рождения, как правило, не носят такую вот одежду».

В качестве «эксперта» в сюжете выступил некий доцент кафедры социологии и религиоведения Казанского федерального университета Антон Горин:

«Это не обязательная к ношению мусульманками форма одежды, об этом блестяще сказал еще в декабре 2022 года муфтий Чеченской республики Салах Межиев, который прямо назвал никаб не религиозной, а национальной одеждой», — заявил Горин.

Затем доцент выразил мысль о том, что появление в никабе в Москве, «которая еще помнит террористические атаки радикальных исламистов, — это не самый мудрый поступок».

Поддержать независимую журналистикуexpand

«Новая-Европа» также попробовала разобраться в том, что думают мусульманские богословы и простые обыватели о ношении никаба, — в Москве и в других географических точках. По словам имама Ахмеда Б. [имя изменено по просьбе героя.Прим. ред.], ислам не обязывает женщину закрывать лицо, однако запрета на это в религии также нет.

«Большинство [исламских ученых] со времен пророка Мухаммада считают, что женщина в исламе может открывать лицо и кисти рук. Четыре мазхаба [канонические правовые школы ислама.Прим. ред.] убеждены, что упомянутые мной части тела женщина может не скрывать. Некоторые женщины, которые предпочитают ношение никаба, объясняют свое решение тем, что жены пророка носили одежду, полностью закрывающую всё их тело, либо тем, что ни лицом, ни кистями рук они не хотят вызывать у мужчин так называемого «сладостного желания». Ислам это также не запрещает», — говорит богослов.

Марьям Алиева. Фото:  Instagram

Марьям Алиева. Фото: Instagram

Дагестанская правозащитница и блогерка Марьям Алиева носит хиджаб — женскую мусульманскую одежду, которая не закрывает лицо и кисти рук, — с 2012 года. Покрылась она, уже когда переехала в Москву. При этом, по ее словам, в начале десятых годов агрессивно на нее реагировали как в Москве, так и в Дагестане, потому что покрытых девушек в те годы редко можно было встретить в общественных местах.

«Есть мнение ученых о том, что никаб — это желательная, но не обязательная форма одежды. Кто-то прислушивается к этому мнению, кому-то просто комфортнее, чтобы лицо было закрыто, — говорит Марьям. — Мне постоянно пытаются внушить, что меня заставили [покрыться], что меня ограничивают [в правах]. Хотя это был полностью мой выбор. Против этого решения была вся моя семья. В то время вообще девочек дома избивали за желание надеть хиджаб».

Жительница Ингушетии Алима носит никаб последние два года. По словам девушки, ее семья придерживается распространенной на Северном Кавказе «культурной» версии ислама: «Совершают обряды, но в глубину не вдаются». Когда в 2012 году Алима решила покрыться, все ее родственники также были против.

«Когда я училась в гимназии в столице республики, я просто надевала длинную юбку, даже платки не носила, но и из-за этого меня постоянно ругали преподаватели в школе, очень им мешала моя длинная юбка. Они хотели быть показательно светскими, мол, мы вне религии.

Потом, после окончания гимназии, я покрылась, это было мое желание. Что в Ингушетии, что в Москве от меня шарахались, называли монашкой. Затем как-то в жизни людей стало больше интернета, люди начали узнавать про свою религию, покрытых девушек становилось всё больше, и мнение по этому поводу в Ингушетии изменилось — в лучшую сторону.

Муфтий Чечни Салах Межиев. Фото:  Wikimedia Commons , CC BY-SA 4.0

Муфтий Чечни Салах Межиев. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Я ношу никаб последние года два и сталкиваюсь с тем же, с чем сталкивалась в хиджабе в начале десятых годов. Но, может, скоро и мнение про никаб изменится», — говорит девушка.

Если в Ингушетии женщина в никабе всё еще сталкивается с общественным осуждением, то в Чечне закрывать платком лицо запрещено чуть ли не на законодательном уровне. Например, в 2020 году ЧГТРК «Грозный» показал сюжет о «воспитательной встрече» муфтия Салаха Межиева и начальника Управления внутренних дел столицы республики с женщинами, носящими никабы. В конце сюжета женщин заставили снять никабы на камеру.

«Лицо и руки не являются авратом [частью тела, которую обязательно нужно прикрывать в исламе.Прим. ред.].

Никаб — это традиции отдельных народов. С нашим народом эта традиция не имеет ничего общего», 

— отчитывал женщин муфтий Салах Межиев. Начальник УВД г. Грозного Аслан Ирасханов вообще предложил тем, кто хочет носить никабы, уезжать из страны:

«Вы наслушались в интернете проповедей ваххабистских течений. Если вы так хотите [носить никаб], вы должны уехать в те страны, где это носят. Здесь такое нельзя будет, и мы не позволим», — сказал Ирасханов.

25-летняя чеченка Ясмина [имя изменено по просьбе героини.Прим. ред.] рассказала «Новой-Европа», что ее семья вернулась из Германии в Чечню в 2018 году. В Европе девушка спокойно носила никаб, проблем с этим, по ее словам, не было.

«Я почему-то даже не думала, что [могу с столкнуться с неприятием] никаба в Чечне. Замечание мне сделали наши родственники, как только я вернулась домой, сказали, что у нас это не принято.

Я не придала этому значения, подумала: что за бред, у нас все эти родственники сами в хиджабах ходят. Но спустя месяц моего отца позвали в отделение полиции поговорить, спрашивали откуда и зачем мы приехали, что делали в Берлине, какие-то религиозные вопросы задавали, чтобы проверить, не экстремист ли папа. Отпустили его, сказав, чтобы его дочь сняла покрывало с лица, если он не хочет проблем. Я сняла», — вспоминает Ясмина.

Случай с Елизаветой Барановской — не единственный в московском регионе за последнее время. Меньше чем за пару недель стало известно о трех случаях нападения на женщин из-за их мусульманской одежды.

Момент нападения на женщину в хиджабе в Новой Москве. Фото: скрин  видео

Момент нападения на женщину в хиджабе в Новой Москве. Фото: скрин видео

Так, 30 августа женщина, приехавшая с Северного Кавказа, гуляла на детской площадке в городе Московский в Новой Москве со своим детьми, когда на них сначала натравили своих собак — ротвейлера и добермана — местные жительницы, а затем сами начали избивать женщину и ее детей. Нападавшие оскорбляли ее за хиджаб.

«У женщины разрыв крестовидной связки [колена]. Передвигается только с помощью костылей. Незадолго до случившегося женщина устроилась на работу, чтобы помогать мужу, но теперь работать не сможет. Водить детей в садик и школу у нее тоже не получится. Ей предстоит серьезная операция и длительный период реабилитации. Мальчику после укусов собаки оказана медицинская помощь. Он и его сестры получили психологическую травму. Благодаря местным жителям, которые во время конфликта встали на защиту семьи, удалось избежать более тяжких последствий», — написал в своем телеграм-канале адвокат пострадавшей Руслан Нагиев.

По словам Нагиева, женщина написала заявление в полицию по факту нападения. Главы религиозных организаций мусульман в РФ осудили нападение на женщину и попросили правоохранительные органы «принять соответствующие меры».

31 августа в подмосковных Котельниках местная жительница подверглась оскорблениям со стороны прохожей из-за хиджаба. «Смотрите, обезьяна идет. Ха*иха понаехала сюда. Домой ее! […] Надела кроссовки, свою паранджу. Иди на х** отсюда!», — говорит неизвестная на видео, записанном пострадавшей. Адвокат потерпевшей Аза Алиева призвала правоохранительные органы установить личность нападавшей. По словам адвоката, расследование по этому делу пока так и не начато.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.