КомментарийПолитика

Сто шагов вперед

Украинское контрнаступление развивается крайне медленно. «Новая-Европа» совместно с экспертами разбирается в том, смогут ли ВСУ добиться успехов на фронте в ближайшее время

Сто шагов вперед

Фото: Diego Herrera Carcedo / Anadolu Agency / Getty Images

Три линии обороны

Издание The Washington Post сообщает со ссылкой на свои источники, что Украине не удастся в обозримом будущем достичь ключевой цели наступления.

«Согласно оценке американской разведки, из-за минных полей украинские силы не смогут в этом году добраться до Мелитополя, жизненно важного транзитного узла, перерезав сухопутный коридор из России в Крым, — пишет издание. — Это сообщили люди, знакомые с секретным прогнозом. Мрачная оценка основана на успешном опыте России в защите оккупированной территории при помощи минных полей и линий обороны. Вероятно, ситуация может побудить к возникновению в Киеве и западных столицах вопросов о том, почему контрнаступление с применением западного оружия и военной техники, стоившее десятки миллиардов долларов, не достигло своих целей».

The Washington Post пишет, что, по словам официальных лиц США, украинские силы, которые продвигаются к Мелитополю из находящегося в 80 километрах населенного пункта Работино, остановятся в нескольких километрах от города.

«У России там три основные оборонительные линии, а после них — укрепленные города, — заявил The Washington Post военный аналитик Роб Ли. — Вопрос не только в том, сможет ли Украина прорвать одну или две из них, но и в том, смогут ли они прорвать все три линии и иметь достаточно сил для достижения чего-то более значительного, например, взятия Токмака или чего-то еще».

Из-за прогноза американской разведки мнения американских политиков разделились. Несколько конгрессменов сообщили, что некоторые республиканцы выступили против выделения обещанной Джо Байденом дополнительной помощи Украине более чем на 20 миллиардов долларов. В свою очередь другие лидеры общественного мнения упрекнули администрацию президента США в том, что Украина до сих пор не получила более мощного оружия.

The Washington Post отмечает, что преданная огласке оценка разведки США согласуется с секретным прогнозом американских властей от февраля 2023 года. Там утверждалось, что ВСУ в ходе контрнаступления «не достигнут» цели, поставленной Украиной, и не смогут к августу освободить Мелитополь или Мариуполь, чтобы разрушить сухопутный коридор в Крым.

Фото: EPA-EFE / Stringer

Фото: EPA-EFE / Stringer

Блицкрига не получится

«Еще до начала украинского наступления было ясно, что никакого блицкрига не получится и что получение значительных результатов является тяжелейшей задачей и потребует немалого времени, — говорит военный эксперт, бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля Сергей Мигдаль. — Украинцы сегодня пытаются сделать то, что противоречит основам военной науки: наступать на противника, примерно равного по численности, огневой мощи и количеству техники, а также имеющего тотальное преимущество в авиации. При таких условиях прорвать фронт и отвоевать значительные территории — сложнейшая задача. Для того чтобы ВСУ быстро добились серьезных успехов, США должны были передать Киеву 1 тысячу танков, столько же другой бронетехники и самоходной артиллерии САУ М109, а также инженерные машины разминирования, и т. д. В Неваде на базах хранения находятся тысячи единиц такой техники. Всего у США 6,5 тысяч “Абрамсов”. А на практике был обещан 31 танк, который непонятно когда еще доедет до Украины».

По данным Сергея Мигдаля, у стран Евросоюза сегодня примерно 2,2 тысячи танков. Поскольку воевать в Европе никто не планирует, а российская армия накрепко завязла в Украине, передать половину из этих танков Киеву вполне возможно. Но генералы НАТО, мыслящие в парадигме self-deterrence (самосдерживание), запугали сами себя и боятся раздражать Кремль.

Заменой самолетов, поставки которых затягиваются, могли бы быть стать высокоточные ракеты, бьющие на сотни километров (к примеру, ATACMS с дистанцией до 300 км).

До поставок Украине крылатых ракет Storm Shadow считалось, что этим тоже можно как-то особенно сильно разозлить Кремль. 

Возможно, что у стран Запада есть и стратегические политические причины не желать быстрой победы Украины: к примеру, страх распада России на несколько нестабильных государств с атомными бомбами. Кроме того, невозможно предсказать реакцию Кремля на серьезное военное поражение. Никто не сможет гарантировать, что Путин и его окружение не решатся использовать оружие массового поражения.

В ожидании прорыва

«Ситуация с контрнаступлением заметно не поменялась, — замечает “Новой-Европа” военный аналитик ФБК Ян Матвеев. — ВСУ продолжают наносить удары по тылам российской армии и атаковать ее позиции. В двух основных районах — Работино и Старомайорское — идут локальные атаки. Целей две: измотать обороняющихся и попытаться продвинуться, чтобы улучшить свои позиции. Пока мы всё так же видим подготовительные бои. Это не значит, что они какие-то простые или легкие, просто роль их — подготовить обстановку к полноценному прорыву фронта. ВСУ всё еще необходимо осуществить этот прорыв, но пока они не готовы вложить в это много солдат и техники одновременно».

«Сегодня мы видим ползучее наступление ВСУ, — рассказывает “Новой-Европа” военный эксперт, полковник ВСУ в запасе Роман Свитан. — Украина двигается на южном фронте к азовскому побережью со стороны населенных пунктов Орехов и Урожайное маленькими шажками, минимизируя потери личного состава. Каждый день фронт продавливается на 200–300–500 метров, что в итоге складывается в километры.

Фото: Ignacio Marin / Anadolu Agency / Getty Images

Фото: Ignacio Marin / Anadolu Agency / Getty Images

Ускорить это движение можно лишь при помощи либо больших человеческих жертв, либо при вводе в бой новых видов вооружений, которые пока не предоставлены западными союзниками».

По словам Романа Свитана, основной задачей ВСУ сегодня является не штурм городов и поселков, а уничтожение армии неприятеля. Так, к окраинам Работино украинские войска вышли, по словам нашего собеседника, две недели назад. Однако продвинуться к центру села удалось лишь к сегодняшнему дню. По некоторым данным, населенный пункт уже полностью оставлен российскими войсками.

«Наступлению на запорожском фронте значительно не помешает даже осенняя распутица, — говорит Роман Свитан. — Ведь неподалеку от Азовского моря песчаная почва. Вода в ней не задерживается и техника вязнет не так сильно, как в черноземе, например, Донецкой области».

Роман Свитан убежден, что западные партнеры не прекратят поставки вооружений даже в ситуации, если наступление ВСУ будет происходить очень медленно. Ведь принципиальные решения по этому вопросу уже приняты.

Фейерверк ко Дню независимости

«ВСУ на глазах перехватывают инициативу. На данный момент они медленно прогрызают российскую оборону, — объясняет Сергей Мигдаль. — С помощью грамотной контрбатарейной борьбы и высокоточного оружия уничтожается российская артиллерия и личный состав. С учетом нехватки у России свежих солдат, обороняющимся приходится месяцами без ротации находиться в окопах. Накапливается физическая и психическая усталость. При этом ВСУ, рационально используя резервы, перемещает своих бойцов с передовой на отдых. Все эти обстоятельства могут привести к глубокому прорыву на каком-то из участков фронта российской обороны. Если это получится сделать, ВСУ быстро перебросят резервы и введут их в бой. Тогда может произойти обрушение всей обороны».

По словам израильского эксперта, до начала осенней распутицы у украинской стороны есть еще время — до середины октября. Однако значимых событий на фронте и в тылах Сергей Мигдаль ждет уже в ближайшем времени. Так, по данным нашего собеседника, к Дню независимости Украины Киев может накопить большое количество боевых БПЛА дальнего действия и морских дронов, которые будут использованы в различных регионах России. Одной из задач такого фейерверка может стать полное прекращение работы московских аэропортов. Другая вероятная цель атаки — черноморские порты. Применение беспилотников может сопровождаться серьезным наземным наступлением.

В перспективе, по мнению Сергея Мигдаля, противостояние на фронте может развиваться по сценарию ирано-иракского конфликта: когда обе стороны вначале обменивались ударами, а затем перешли к позиционной войне с массированными обстрелами городов.

«Сложно давать прогнозы, потому как ситуация, подобная нынешней, может тянуться очень долго, — заявляет Ян Матвеев. — А когда произойдет прорыв — наоборот, всё ускорится непредсказуемым образом. Я думаю, что ВСУ обязательно попытаются до конца сентября провести еще одну мощную атаку именно ради прорыва линии обороны российских частей. Учитывая общую усталость и потери путинских частей, она вполне может быть удачной. Тем более что значительные минные поля ВСУ уже преодолели, и не факт, что дальше будут такие же».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.