СюжетыОбщество

Человек, который спасает животных от зверей

В оккупированном Мариуполе тысячи собак и котов остались без дома. Аня пытается их спасти

Человек, который спасает животных от зверей

Фото: Brandon Bell / Getty Images

Ане (имя изменено) 31 год, она родилась в Мариуполе, провела в нем всю жизнь. Волонтеры из других стран пишут ей: «Уезжай». Но Аня упрямая: «Я не уезжаю, потому что не хочу покидать свой дом».

Еще Аня не уезжает, потому что в ее мариупольском частном доме живут 43 собаки и кошки. Она говорит, что 80% ее времени посвящено животным и что почти 100% ее знакомых — это люди, связанные с помощью животным. «Новая-Европа» рассказывает историю мариупольчанки, которая пережила гуманитарную катастрофу и продолжает спасать котов и собак в оккупированном городе.

важно

Напоминаем, что «Новая газета Европа» признана нежелательной. Не ссылайтесь на нас в соцсетях, если вы находитесь в России.

Женщина со вспыльчивым характером

Десять лет назад в мариупольских соцсетях стали появляться группы, посвященные помощи бездомным животным. Аня живо включилась, стала волонтером. Пять лет назад она завела инстаграм Animals Mariupol. Это ее основная площадка для пристройства подопечных и фандрайзинга. А еще по Аниному инстаграму можно отследить хронику мариупольской трагедии:

23.02.2022 «Уже пошли звонки с вопросами: “Куда можно сдать собаку”».

01.03.2022 «Вчера девушка нашла щенка. Нарушена координация, не стоит на лапах, боится громких звуков. Все мы понимаем, из-за чего».

12.05.2022 «Мы живы. В директе ОГРОМНОЕ количество просьб о помощи».

27.05.2022 Объявление: «Пожалуйста, помогите найти домашних любимцев Тишу и Кузю. Во время обстрела Черёмушек 4 апреля двери выбило волной, могли убежать во двор».

31.07.2022 «Бывшедомашние животные сейчас ходят как скелеты, так как не умеют добывать еду на улице».

16.01.2023 «Левый берег. Проспект Победы, 39. В этих руинах остались котики. Животных кормит женщина Надежда, уже бывшая жительница этого дома. Каждый день она идет из другого квартала. Котикам нужны передержки или дома. Рабочие сказали, что снос дома уже на этой неделе».

15.03.2023 «16 животных из Мариуполя уехали в Германию. В новую жизнь. Пусть у них всё сложится хорошо».

О себе Аня почти ничего не рассказывает, только упоминает, что у нее вспыльчивый характер, и сразу возвращается к теме животных. Три года назад она забрала у заводчиков собак двух амстаффов (американских стаффордширских терьеров). Хозяева заперли щенков на своем балконе — и бросили. Спустя несколько дней соседи вызвали полицейских, а те передали собак волонтерам. Аня назвала суку Альбой, а кобеля — Форсом. У мальчика оказался сложный характер, он бывал агрессивным к людям.

«Я потом поняла, для чего эта собака мне была высшими силами дана — это чтобы я посмотрела на себя со стороны», — говорит Аня. 

Собаку похоронили во дворе

В первые дни полномасштабного вторжения России в Украину знакомый ветеринарный врач отдал Ане ключи от своей клиники. Она успела вывезти корма и препараты для животных. «Я была спокойна хотя бы за то, что моим животным будет что есть», — вспоминает героиня.

Неизвестно, как бы выжила сама Аня, если бы 14 марта не увидела на улице женщину. Она шла с метисом американского бульдога, у собаки была сломана передняя лапа. Аня заговорила с прохожей, и та рассказала, что собаку ей оставили уехавшие дети. И что сама она не может покинуть Мариуполь — некуда девать животное. Аня предложила оставить собаку ей. На следующий день женщина привезла бульдога и все свои запасы еды: несколько килограммов картошки, муку, майонез, полпачки дрожжей. «У меня никогда не было запаса продуктов. Если бы я не встретила эту женщину, не знаю, чем бы мы [с родителями] питались», — вспоминает Аня. За время осады Мариуполя молодая женщина похудела на десять килограммов.

Фото: личная страница Ани на Facebook

Фото: личная страница Ани на Facebook

Четвертого марта погибли 14 Аниных котов. С началом боевых действий они жили с ее отцом, неподалеку, в девятиэтажке в Кальмиусском районе. Рано утром он побежал проведать дочь. А потом увидел дым: дом обстреляли, начался пожар. «Папа очень трудно пережил потерю котов — тяжелее, чем я. Он был потрясен», — говорит Аня. На следующий день она сходила посмотреть на девятиэтажку и, когда вышла из соседнего не сгоревшего подъезда, услышала жуткий, невыносимый звук — свист пуль.

От дома Ани до источника питьевой воды в парке было пять минут, но под пулями они превращались в час. «И еще два часа стоишь в очереди и молишься», — вспоминает Аня. Страшнее пуль была только «зачистка»: 27 марта в дом, где кроме Ани оставались ее мама и обе бабушки, ворвались люди с автоматами — они искали украинских военных. «Мы сказали: тут только женщины», — говорит героиня. Люди с автоматами ушли.

17 апреля Аня вышла за водой и вдруг услышала два выстрела. Вернувшись спустя десять минут, она увидела, что на улице крутятся две ее подопечные дворняжки. Вольер во дворе был открыт. Третья дворняжка лежала мертвая. Дом был закрыт, вещи не пропали. «Они ее убили. Даже без предупредительного», — говорит Аня.

Она не видела, кто эти «они», и не знает, почему. Соседний пустующий дом занимали российские военные. Собаку похоронили во дворе. 

Аня пропала из соцсетей 2 марта, когда в Мариуполе перестала работать украинская связь. Снова появилась онлайн только через два месяца, 6 мая. Написала, что близкие выжили. И что в Мариуполе «катастрофическая ситуация с животными: тысячи выброшенных, раненых, заболевших».

Фото: личная страница Ани на Facebook

Фото: личная страница Ани на Facebook

Спасение животных в оккупированном городе

23 февраля 2022 года из мариупольской зоогостиницы в сторону Берислава (Херсонская область) выехал кинолог Евгений. Он вез питбуля по кличке Барон. Незадолго до войны сотрудник местной ДСНС (службы по чрезвычайным ситуациям) Александр прочитал Анин пост о пристройстве питбуля и позвонил. Забрать красивого пса было много желающих, но Аня решила, что спасатель — лучший кандидат. Водитель вручил пса Александру — и едва успел вернуться в Мариуполь, к семье, до начала боев. Аня вскоре получила фото, на котором Александр и Барон обнимались. С ними и сейчас всё в порядке. В зоогостинице же три овчарки погибли, подорвавшись на мине. Больше она не работает.

Крематория для умерших животных в городе тоже больше нет.

Тела питомцев мариупольцы раньше захоранивали в заброшенном парке, но его еще не разминировали. Теперь жители хоронят животных в поле, недалеко от человеческого кладбища. 

Помимо зоогостиницы, в Мариуполе до войны работало коммунальное предприятие «Счастливые животные» (в городе его называли просто КП), где стерилизовали собак. Аня вспоминает, что в день туда могли принести до полусотни щенков — многие горожане ошибочно считали, что это приют. В декабре 2021 года КП стали реконструировать и попросили горожан приносить собачьи будки, собрали несколько десятков. А 26 февраля 2022-го, когда город уже обстреливали, работник КП открыл вольеры и выпустил всех животных в город, чтобы у них был шанс выжить. Только самого большого зверя, алабая, приютила местная семья.

Сейчас в Ильичевском районе Мариуполя петербургские строители возводят приют для бездомных животных. Аня против приютов, она считает, что они переполнятся за два дня. «Только стерилизация», — настаивает героиня. Но сама редко отказывается принять у себя животное в беде. Исключение — когда хозяин ставит ультиматум: «Я уезжаю — заберите». «Им хочется, чтобы прилетел волшебник и сделал всё вместо них», — возмущается Аня.

Проблема с плохими хозяевами и бездомными животными была в Мариуполе задолго до войны, но российское вторжение ее приумножило.

Первые месяцы оккупации, когда нагрузка на волонтеров выросла многократно, героиня называет адом. За всё прошлое лето она впервые в жизни ни разу не выбралась на городской пляж, к морю, — было слишком много работы с животными. Волонтеры из России несколько раз присылали гуманитарку для мариупольских собак и котов. Пытались помочь украинцы. Например, директор днепровского зооприюта «Друг» собрала фуру с кормами и препаратами. Но в оккупацию гуманитарные грузы уже не пускали. А в октябре в склад в Запорожье, где лежали посылки для Ани, попала ракета: осталась только груда шлакобетона и дранки.

Всего в Мариуполе не более пары десятков активных зооволонтеров. К Ане направляют «тяжелых» собак — больных, с травмами. Она их выхаживает, и, когда животное приходит в себя, его везут на другой конец города, к другому волонтеру и хорошему Аниному другу Игорю (имя изменено). Аня познакомилась с Игорем несколько лет назад, когда после развода оказалась без дома и искала, куда поселить подопечных собак. Игорь жил в промышленном ангаре на другом конце города, там же приютил несколько десятков псов. В прошлом марте он пропал. Аня успела подумать все самые плохие мысли, но на Пасху Игорь вдруг приехал. Его семья выжила, собаки тоже уцелели. Сейчас их около 60, каждую неделю появляются новые. Для собак ищут хозяев — прежних или новых.

Фото: личная страница Ани на Facebook

Фото: личная страница Ани на Facebook

В основном Аниных животных забирают в Европу. Местный водитель вывозит их через Эстонию. Рейсы нерегулярные, перевозка одной собаки или кошки стоит 600 евро. Аня считает, что за границей к животным лучше относятся, чем в Мариуполе или России. «От нас уже уехали крупные собаки — и алабаи, и “немцы”. Даже один “спинальник” (частично парализованная собака. — Прим. авт.)», — рассказывает героиня.

Что дальше

Аня ни на что не надеялась, когда 15 марта 2022 года записала контакт незнакомой женщины, которая отдала волонтеру бульдога и несколько килограммов картошки и уехала из Мариуполя. Но когда в мае в городе появилась связь, Аня нашла хозяев собаки. Они жили в Финляндии. Семья организовала транспортировку бульдога, и прошлым летом он воссоединился с хозяевами.

Девятиэтажку с квартирой, в которой погибли 14 Аниных котов, оккупационные власти Мариуполя обещают восстановить. Но Аня туда не вернется: «Для меня это не дом, а кладбище».

Волонтеры из других стран по-прежнему уговаривают ее уехать. Аня по-прежнему отказывается.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.