СюжетыПолитика

Так контрнаступление Украины идет или нет?

Что известно о новых боях между ВСУ и российскими войсками по всему фронту

Так контрнаступление Украины идет или нет?

Украинские солдаты на танке Т-64БМ украинской армии.Фото: EPA/CHRISTIAN BRUNA

Что говорят стороны о боях сейчас

Российские власти и «военкоры» сообщают об активных столкновениях на запорожском и других направлениях фронта. Российские ТГ-каналы, в частности, так описывают происходящее: «Мощное наступление началось днем 7 июня в Запорожской области… ВСУ провели артподготовку, после чего бронегруппы cо значительным количеством танков и легкой бронетехники выступили в районе города Орехов в сторону Токмака. В бой с ними вступила российская артиллерия, мотострелки и авиация, также в место наступления выдвинулись танки и гаубицы. Об «ожесточенных боях» возле самого Орехова сообщил и Игорь Стрелков (Гиркин)».

Судя по сообщениям российских пабликов, украинская сторона продолжала атаковать и сегодня: «В течение ночи противник провел массированную артподготовку на Ореховском направлении и ранним утром предпринял новую попытку наступления. Тактика противника не изменилась: при поддержке танкового огня пехота противника на бронемашинах решительными бросками выдвигается в сторону наших позиций, попадая под огонь артиллерии, РСЗО и тяжелого вооружения пехоты. Судя по всему, дефицита в технике и живой силе противник пока не испытывает, потому что расчет делается на резкое наращивание давления на наши передовые позиции с целью вынудить пехоту отойти. Однако в настоящее время успеха она не приносит, мотострелки 291 и 70 полков при поддержке других подразделений уверенно удерживают позиции. С воздуха активно работают штурмовики и ударные вертолеты».

Сообщение Telegram-канала  Baza

Сообщение Telegram-канала Baza

При этом украинская сторона высказывается по поводу ситуации очень скупо. Так, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов в комментарии Reuters рассказал, что Украина еще не приступила к запланированному контрнаступлению, и его начало будет очевидным для всех, когда это произойдет. Тогда как президент Владимир Зеленский отмечал в интервью Bild, что «график начала движения войск уже утвержден и решения приняты».

Что говорят альтернативные источники (чаще, впрочем, симпатизирующие Украине)

Независимые источники приводят свои версии того, что происходит на линии соприкосновения. Так, ТГ-канал «Воля», ссылаясь на свои источники в войсках по обе стороны фронта, сообщал, что разведку боем, которую ВСУ начали во многих точках линии боевого соприкосновения, ВС РФ почти везде восприняли как основные наступательные действия. Поэтому в места, где украинцы попытались проверить оборону ВС РФ на прочность, немедленно перебрасывались резервы, а по наступающим небольшим украинским соединениям открывали огонь замаскированные артиллерийские батареи.

«Привлечение резервов позволило на большинстве направлений отбить украинские разведки боем и не дать им превратиться в прорывы (как это было в сентябре 2022 года в Харьковской области), — утверждает «Воля». — Но основной удар ВСУ пока не начался, а треть резервов Запорожской группировки уже задействована в боях и несет потери. Утром 7 июня ВСУ смогли подтянуть до трех бригад и прорвать российскую оборону в районе Новодонецкое — Октябрьское (Кременчик). Российские военные придерживают резервы для переброски на позиции напротив Гуляйполя и Орехова. Именно оттуда, как говорят в российских штабах, и будут нанесены главные удары с целью занять Токмак и выйти к Мелитополю и на Бердянск».

Сводка контрнаступления от Telegram-канала  «Воля»

Сводка контрнаступления от Telegram-канала «Воля»

Также, по данным «Воли», в районе Бахмута ВСУ заняли Берховку и ведут бои за Парскиевку и Красную Гору. Идет украинское наступление также севернее и северо-восточнее соседнего Соледара. Российские армейские подразделения и формирования ЛДНР медленно отступают.

«Украина перехватила инициативу по всем направлениям, контрнаступление продолжается, — рассказывает «Новой-Европа» глава «Центра военно-правовых исследований» Александр Мусиенко. — ВСУ проводят ряд успешных атакующих действий под Бахмутом, Авдеевкой и под Сватово. Успехи есть и в районе города Орехов. Пока говорить о результатах рано, но я уверен, что вскоре мы увидим проламывание обороны российских войск. Это касается и востока, и юга. После подрыва плотины Каховской ГЭС россияне перебросили часть своих войск с левого берега Днепра на наиболее уязвимые участки, пытаясь спасти ситуацию».

«ВСУ в настоящее время атакуют по всем основным направлениям: запорожскому, донецкому, луганскому, сватовскому и другим, — рассказывает «Новой-Европа» полковник запаса армии Украины Роман Свитан. — Подрыв плотины ГЭС привел к тому, что этот участок сегодня не может быть использован для атаки. В других местах движение идет от посадки к посадке, от возвышенности к возвышенности. Каждые сутки противника отодвигают на несколько сотен метров. На авдеевском направлении до Донецка остается расстояние в 7 километров. Это можно назвать прогрызанием обороны: как только удается установить место расположения взводных опорных пунктов, позиций артиллерии и т. д., туда вызывается огонь всех доступных видов оружия. В итоге враг либо отступает, либо гибнет. При высокой интенсивности обороняющихся подключаются резервы и еще более тяжелое вооружение. Этот метод позволяет беречь личный состав и не нести больших потерь».

Чем может объясняться тактика ВСУ и отсутствие информации с их стороны

«Судя по всему, от так называемых формирующих операций ВСУ перешли к прощупыванию обороны россиян, а в случае успеха — к продвижению вглубь обороны противника, — объясняет «Новой-Европа» израильский военный эксперт Давид Шарп. — При этом реальной информации о происходящем сегодня практически нет. Для того чтобы оценить результативность украинских атак, нам не хватает объективных данных — к примеру, фото- и видеосъемок мест боев или достоверной информации о захвате того или иного населенного пункта. Официальные заявления российского министра обороны с совершенно абсурдными цифрами потерь украинцев нельзя воспринимать всерьез. Отрывочные видео не дают нам полной картины происходящего. Из них лишь становится очевидно, что наступающая сторона несет потери. Но их размеры определить невозможно. Мы имеем дело с «туманом войны» — состоянием, в котором не получается говорить о случившемся что-то определенное. Мы не можем конкретно рассуждать ни о масштабе вводимых в боевые действия сил, ни об их эффективности».

По словам Давида Шарпа,

украинские войска обстреливают ранее выявленные укрепления россиян и позиции их артиллерии и тяжелой техники.

Во время атак они также выявляют расположение ранее скрытых расчетов орудий, РСЗО, минометов и долговременных огневых точек, наводя на них огонь своих пушек и систем залпового огня. На скудных видео с места событий видно, что в атаку пошли полученные от западных партнеров виды вооружений: БМП Bradley и танки Leopard. И хотя становится ясно, что задействованы готовившиеся резервы, масштаб их участия пока также неочевиден.

«Согласно последним официальным сведениям от украинской стороны, озвученным заместителем министра обороны Анной Маляр и командующим сухопутными силами Украины Александром Сырским, ВСУ ведут успешные наступательные действия под Бахмутом, — говорит Давид Шарп. — По их словам, войскам удалось продвинуться там на определенное расстояние.

Складывается впечатление, что эти данные озвучиваются специально для того, чтобы привлечь к Бахмуту наибольшее внимание

и заставить россиян перебросить в тот район дополнительные резервы».

Если судить по направлению ударов ВСУ на юге, то можно предположить, что украинские войска, вероятно, попытаются пробить оборону армии РФ на запорожском направлении, добиться глубокого прорыва и развить успех, рассекая российскую группировку и выходя к Мелитополю и Азовскому морю. Скорее всего, это считается одной из глобальных задач контрнаступления.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.