По последним данным ООН, количество беженцев из Украины достигло 8 млн человек по всему миру. Больше всего украинцев приняла Россия — 2,8 млн человек. Это больше, чем Польша и Германия вместе взятые. При этом российские власти заявляют, что в стране находится еще больше беженцев — 5,3 млн человек. Однако эта цифра может быть завышена в несколько раз, следует из доклада фонда «Гражданское содействие». «Новая-Европа» ознакомилась с выводами доклада и рассказывает, как российские чиновники манипулируют статистикой беженцев из Украины.
В октябре 2022 глава Совета Безопасности Николай Патрушев на одном из заседаний заявил, что «около пяти миллионов жителей Донбасса и юго-восточных регионов Украины нашли убежище в России». Похожую цифру в ноябре озвучил замглавы МЧС Анатолий Супруновский — по его словам, в России находится около 4,8 млн беженцев из Украины. Уже в феврале, по сообщениям ТАССа, количество беженцев достигло отметки 5,3 млн.
Основным источником информации о прибытии украинских беженцев стал именно ТАСС. В апреле, по данным ТАСС, в Россию прибыл миллион человек, в июне — два миллиона, в августе сообщалось о трех миллионах, в сентябре — о четырех, а уже в декабре — о пяти миллионах прибывших. Все эти данные изданию передавал неназванный источник в силовых структурах.
Данные, которые использовал ТАСС, скорее всего взяты из открытой статистики ФСБ о пересечении границ, предполагает автор доклада. Однако в эту статистику включены не только вынужденные переселенцы и беженцы, а все, кто пересекал границу, в том числе и по несколько раз.
— В России отсутствует нормальная статистика по беженцам. Это напрямую связано с тем, что российские власти разрушили институт убежища (за 2022 год временное убежище получили всего 97,5 тысяч человек, а официальный статус беженца был присвоен всего пяти людям — прим.). Мы долго думали можем ли мы указать примерное число беженцев из Украины, но решили, что можем только сказать, что реальное число в разы меньше того, о чем говорит ТАСС и российские чиновники, — отмечает автор доклада, аналитик Комитета «Гражданское содействие» Константин Троицкий.
Косвенно оценить количество беженцев можно по объемам материальной помощи. Так, правительство выделило 12,3 млрд рублей в качестве единовременной материальной помощи для прибывших из Украины. Размер этой выплаты составляет 10 тысяч рублей на человека. На поддержку пенсионеров, инвалидов, семей с детьми власти потратили еще 10,5 млрд рублей. Исходя из расчета в России может находиться около 1,2 млн граждан Украины. Однако даже эту цифру нельзя назвать точной.
— Единоразовые выплаты российские власти осуществляют уже больше года, то есть многие люди, которые их получили в России, могли уехать в третьи страны, вернуться в Украину, а какая-то часть — получить российское гражданство. Кроме того, есть очень высокая вероятность, что эти выплаты получали далеко не только беженцы, а часть беженцев, наоборот, эти выплаты так и не получила. Сколько было тех и других случаев установить, на мой взгляд, невозможно, поскольку в России правовой механизм признания беженцами не функционирует, — объясняет Троицкий.
О том, что в России не находится 5,3 млн беженцев из Украины, свидетельствует также и миграционная статистика. Согласно данным МВД, за 2022 год на миграционный учет встало более миллиона человек из Украины, и почти 84,5 тыс. — из «ЛДНР». Однако и это неточная цифра, поскольку один человек может встать на учет несколько раз за год, или же уехать в другую страну.
Из той же статистики МВД следует, что за 2022 год разрешение на временное проживание (РВП) получили 35,8 тыс. человек из Украины. Это на 21% меньше, чем в 2021 году. Вид на жительство же на конец года имели 71,3 тыс. выходцев из Украины, что на 24% меньше, чем в 2021. Вероятно, некоторые беженцы предпочли не вставать на учет совсем.
— Есть статистика МВД по числу тех, кому они предоставили временное убежище, но многие беженцы из Украины не видят смысла в получении этого урезанного и недолгосрочного статуса. Кроме того, российские власти, руководствуясь своими агрессивными и безумными геополитическими проектами, взяли установку по ассимиляции украинцев, поэтому они склоняют их к получению российского гражданства, а не статуса «временное убежище» (гражданство РФ в 2022 году получили 303 тысячи украинцев — прим.), — убежден Троицкий.
В докладе упоминаются также данные МЧС о пунктах временного размещения (ПВР). В ноябре 2022 года замглавы МЧС А.М. Супруновский заявлял, что в России действует более 850 ПВР. Всего в России 1444 таких пунктов. Проживали в этих ПВР около 42 тысяч человек. В январе ТАСС сообщал, что количество размещенных снизилось и составило около 40 тысяч человек, и даже задействованные ПВР работают не на полную мощность.
Ни одна из этих цифр не говорит о том, что в России могут находиться миллионы беженцев.
— Можно предположить, что у российских властей есть реальная статистика по выходцам из Украины. Но на материальную помощь выделена сумма явно не из расчета пребывания в России миллионов беженцев, — заключает Троицкий.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».