Пятеро российских офицеров бесследно исчезли после того, как написали рапорта об отказе от участия в боевых действиях на территории Украины. Их истории рассказывает Astra.
Молодые люди отказались воевать в июле 2022 года. После этого их отправили в Брянку Луганской области.
27-летний старший лейтенант Руслан Леванов в рапорте попросил уволить его «в связи с разочарованием в вооруженных силах РФ». Он отправил копию документа своей матери незадолго до исчезновения.
Леванов проходил службу в Чечне, воевал в Сирии, а в июне прибыл в Украину.
«У него был приказ — взять боевую точку любой ценой. Брать количеством, без какой-либо военной тактики, без подручных средств», — вспоминает мать Руслана Ольга.
По ее словам, Леванов отказался вести личный состав в бой после того, как в последнем бою комбат их бросил, убежав якобы за подмогой.
Еще один пропавший офицер, Дмитрий Волков, также оказался в тяжелом бою и потерял 23 военных из 30, после чего, по словам матери, решил вывести выживших бойцов и отказаться выполнить приказ.
Старший лейтенант, замкомандира роты связи полевого узла по военно-политической работе Александр Свечихин, который также пропал, по словам его близких, лишь собирался перевестись под командование другой части.
10 июля его близкие получили сообщение: «Меня держат в Брянке, ничего не объясняют, все личные вещи забрали».
По информации Astra, Руслан Леванов, Александр Свечихин, Дмитрий Щербинкин, Сергей Иванов [фамилия изменена] и Дмитрий Волков оказались вместе в Брянке в «центре психологической обработки» (ведомства официально называют его «Центром по восстановлению боевой устойчивости военнослужащих»).
«Центр» в Брянке. Скриншот сделан во время видеозвонка Щербинкина с матерью. Astra
«Везли их туда в багажнике УАЗ "Патриот", как заключенных. У офицеров забрали все личные вещи и мобильные телефоны. По словам их родственников, а также мужчин, которые также прошли через этот "центр", командовал этим "центром" полковник Олег Нечипоренко», — пишет издание.
10 июля пятерых офицеров вывезли в военную комендатуру в Алчевск, а оттуда — в подвал.
«Нам дали два дня подумать. Если я через 2 дня не выйду на связь, то поднимай кипиш, пиши во все инстанции, значит, что-то пошло не так»,
— написал Щербинкин матери.
Больше на связь офицеры не выходили.
Позже матерям Леванова и Иванова официально сообщили, что «все хорошо и ребята вернулись в строй» в составе 57-й бригады. В госструктурах это также подтвердили ASTRA. При этом, где молодые люди находятся конкретно, так и не уточнили.
Затем родственники выяснили, что 57-я «бикинская» бригада наполовину смешана с бойцами ЧВК.
«ЧВК работает под эгидой 57-й бригады. Всех отказников, — военнослужащих, которые бегут от незаконных приказов, — привозят в Брянку. Там замполит Горюшкин — после обработки физической и психологической — отправляет их в отряды.
На тот момент их было 10 отрядов. Их там избивают, пугают расправой. Я не с одним десятком ребят переговорила за это время, и врать все не могут. Ребята соглашаются идти на передовую, потому что выхода нет. Они видели, как их [офицеров] вывозили на «Камазе» из Брянки. Они сказали, что их якобы повезли на следственные действия. И больше никто из них [согласившихся вернуться на передовую в составе ЧВК — прим. Astra] их больше не видел, хотя они были в отрядах ЧВК «Вагнер», — рассказала Леванова.
Позже родителям сообщили, что 23 июля Щербинкин погиб в результате «прямого попадания снаряда 152 мм на открытой местности». А еще четверо — якобы сбежали.
В конце июля издание «Верстка» опубликовало данные, согласно которым около двух тысяч российских военных с февраля отказались от участия в войне. Кто-то из них смог вернуться, но некоторых отказников, по информации «Верстки», вывозят в специальные учреждения на оккупированных территориях, где «перевоспитывают», чтобы те продолжали участие в войне.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».