1 ноября в России начинается осенний призыв. Власти планируют зачислить в войска 120 тысяч солдат. Достичь норматива военкоматам будет непросто: хотя официально срочников обещают не отправлять на фронт, война и мобилизация усилили нежелание мужчин служить в армии, а количество жалоб на призывные комиссии растет каждый год. Мы проанализировали 15,7 тысяч исков россиян к военкоматам за последние шесть лет и выяснили, как ради достижения плана комиссариаты нарушают права призывников, записывая в войска мужчин с хроническими болезнями и отказывая в альтернативной гражданской службе.
После вторжения в Украину уклонистов от армии стало больше. Норматив по весеннему призыву военкоматам выполнить так и не удалось: из запланированных 134,5 тысяч срочников треть мужчин не были зачислены в войска.
К 1 ноября в военкоматы поступят новые задания на призыв. Недобор мужчин грозит сотрудникам призывных комиссий санкциями вплоть до увольнения.
— Если в каком-то районе не хватит людей, военкомат будет стараться выполнить план в последние дни, — рассказывает юрист и правозащитник Сергей Кривенко. — В конце декабря и июня мы фиксируем жесткие нарушения: людей хватают на улицах, устраивают облавы.
Последние три года, по словам правозащитников, бороться с нарушениями становится сложнее.
— Сейчас НКО под давлением, угрозой преследования, некоторые признаны иноагентами. Армия тем временем становится более закрытой для общественного контроля, — комментирует юрист, помогающий призывникам, отказывающимся от военной службы по убеждениям, Арсений Левинсон.
— Десять лет назад мы довольно сильно боролись с жесткими нарушениями военкоматов, с теми же облавами, и почти изжили это явление, — рассказывает Кривенко. — Сейчас, когда гонения на правозащитников усилились (в декабре 2021 года ассоциация по защите прав призывников «Гражданин. Армия. Право», которую возглавляет юрист, была внесена в реестр иностранных агентов. — Прим. ред.), а контроль за деятельностью военкоматов практически потерян, облавы вернулись. Даже в Москве в конце декабря прошлого года было несколько таких случаев.
- В прошлом году ЕСПЧ получил первую жалобу на российскую практику облав. В декабре 2017 года, под конец осеннего призыва, петербуржец Сергей Павлов явился в военкомат, чтобы пройти медкомиссию. В тот же день призывнику выдали повестку для отправки на сборный пункт. В военкомат прибыли сотрудники ГИБДД, которые принудительно доставили Павлова на место сборов. Только через три дня мужчине позволили увидеться с родственниками, которым он передал исковое заявление в суд.
- В 2019 году, за неделю до конца осеннего призыва, служить на Новую Землю отправили сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Руслана Шаведдинова. 23 декабря в его квартире прошел обыск, откуда активиста увезли на допрос. Утром стало известно, что Шаведдинова забрали в армию.
- В июле 2020 года, в последние дни весеннего призыва, пресс-секретаря «Альянса врачей» Ивана Коновалова полицейские задержали в Туле и в тот же день отправили служить в Архангельск. Коновалов зарегистрирован в Москве и, как сообщила председатель «Альянса врачей» Анастасия Васильева, никаких повесток не получал. Родственникам и сотрудникам НКО удалось перехватить Коновалова в аэропорту.
Если призывник не согласен с решением военкомата, он может подать жалобу в вышестоящую призывную комиссию. Как правило, такие жалобы отклоняются, но за призывником остается возможность защитить свои права через суд.
Последние шесть лет количество исков растет с каждым призывом: если в июле 2017 года суды рассмотрели 176 жалоб на военкоматы, то в 2022 году за аналогичный период их количество выросло до 663.
— После 24 февраля мы были вынуждены полностью перестроить свою работу, поскольку обращений стало значительно больше и их структура качественно изменилась. Основной вопрос, который поступает к нам, — как уклониться от призыва, поэтому вырос спрос на альтернативную гражданскую службу, — рассказывает юрист Сергей Кривенко. — До войны мы получали по 500 обращений в год. После объявления мобилизации количество обращений выросло в сто раз.
Сложнее всего защищать свои права «сознательным отказникам» — призывникам, чьи убеждения противоречат службе в армии. По закону, военную службу можно заменить на альтернативную гражданскую, однако, по нашим данным, только 6% добиваются АГС в суде.
На военкоматы также жалуются призывники, несогласные с категорией годности, уклонисты — мужчины без военного билета, которым отказывают в трудоустройстве на госдолжность, и студенты.
Причины и результаты жалоб на военкоматы
Решения по судебным искам с 2017 года
Астма службе не помеха
Призывники с рядом заболеваний имеют право не служить в армии, таких заболеваний десятки, включая мигрень и близорукость. Но даже в случае наличия серьезного диагноза доказать его комиссии непросто: по словам Арсения Левинсона, «военкоматы занимаются в этом вопросе коррупцией, а тем, кому служба противопоказана по закону, создают бюрократические препятствия, затягивают».
Около 10% срочников, по оценке Сергея Кривенко, попадают в армию с заболеваниями. Им приходится проходить комиссацию, то есть досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья. При этом армейские условия могут серьезно навредить срочнику.
Чаще всего, по нашим данным, на военкоматы подают в суд призывники с гипертонией, остеохондрозом и сколиозом: на эти заболевания жалуются 20% истцов. Но даже более серьезные диагнозы, такие как язва и диабет, могут не спасти от военной службы.
У Даниила астма. Несмотря на заключения врачей, военкомат Саратова пытался призвать юношу четыре раза. В ноябре он попадет под призыв в пятый раз.
— Под конец 2020 года мне позвонили из военкомата и потребовали явиться утром на следующий день. Оказалось, что я нахожусь в розыске как уклонист. При этом за весь призыв повестку мне так и не вручили, — вспоминает Даниил. — В военкомате по врачам меня протащили без очереди. Я жаловался на проблемы с дыханием, но психиатр, хирург и офтальмолог решили, что я здоров, и главврач выписал категорию А.
В тот же день Даниилу выдали повестку в воинскую часть, дав сутки на сборы.
— На мои попытки пожаловаться, заявить о праве на медицинское обследование военком реагировал грубо: «Что ты ноешь? Вот и проверим в армии, кто ты, мальчик или девочка». Но я продолжил стоять на своем: если не аннулируете повестку — пойду в прокуратуру. Меня отправили собирать справки.
Чтобы доказать военкомату диагноз, Даниил лежал в стационаре дважды.
— К весне 2022 года я получил заключения четырех пульмонологов и результаты анализов: иммуноглобулин Е у меня завышен в пять раз. Но военкомат это только раздражает. Мне начали угрожать уголовным делом, утверждая, что СК подозревает меня во взяточничестве.
В мае Даниил получил отсрочку на полгода и в ноябре обязан снова явиться в военкомат.
— Я заранее нанял юриста и даже представить не могу, какие обследования могут еще потребоваться. Астма — хроническое заболевание, поэтому в отсрочках смысла нет: я же не смогу за полгода выздороветь, а проходить военную службу в российской армии с таким диагнозом просто опасно.
Верой и правдой
Конституция гарантирует право граждан на выбор гражданской службы, если служба в армии противоречит убеждением человека. На деле доказать призывной комиссии свою антивоенную позицию у отказников получается редко: 80% таких заявок, по оценке Сергея Кривенко, военкоматы отклоняют.
— Для комиссии это вопрос из психологической плоскости. Их профессия — отправлять людей в армию. И вдруг появляется один, который говорит, что это неправильно, это ему не нужно. У сотрудников военкомата такая позиция вызывает вопросы: а зачем мы этим занимаемся? Нужно ли это? А почему он один такой? При этом государство АГС никак не пропагандирует, — говорит эксперт.
Чтобы доказать свои убеждения, молодые люди приносят в военкомат характеристики от настоятелей храмов, цитируют Библию и рассказывают, какие события привели их к вере.
- Илья, прихожанин лютеранской церкви, еще в 14 лет решил, что не возьмет в руки оружие. Призывная комиссия Кировской области отказала юноше в АГС, поскольку он не соблюдает православные религиозные обряды: не постится и не носит крестик.
- Вся семья Игоря из Братска исповедует религию Свидетелей Иеговы. В советское время их родственники за веру в Бога были сосланы на вечное поселение с Украины в Сибирь, в Иркутскую область. Еще в 16 лет на военных сборах юноша заявил о желании заменить военную службу гражданской. Несмотря на это, члены призывной комиссии единогласно отказали Игорю в АГС.
- Константин служит алтарником и чтецом на клиросе в храме Воскресения Словущего, регулярно посещает богослужения, изучает православную литературу — «Православный катехизис», «Жития святых» и «Несвятые святые». В военкомат юноша принес характеристику от настоятеля храма, но получил отказ.
Владу, прихожанину архангельской общины Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, в АГС отказали дважды. Основы учения Церкви, которую юноша посещает с детства, запрещают ее последователям проходить военную срочную службу и рекомендуют призывникам идти в те части, которые не участвуют в актах насилия и кровопролития.
— Я решил не ждать повестки и в 2015 году заранее подал заявление, еще когда учился в колледже. Надеялся сразу после выпуска пойти на АГС, без лишних пауз, — вспоминает Влад. — У меня много верующих знакомых из других городов, которые тоже просили альтернативку с такими же аргументами, и им без проблем предоставляли это право. Но мне отказали. Всё зависит от людей, которые сидят в конкретной комиссии.
На следующий год Влад принял крещение и подал в военкомат новое заявление, приложив к нему характеристику от пастора общины: «С детского возраста Влад вместе с родителями посещает еженедельные богослужения, занятия по изучению Священного Писания в субботней школе и мероприятия общины». Военкомат снова ответил отказом.
Оба решения призывной комиссии Влад обжаловал в суде, но безуспешно.
— После второго проигрыша я решил взять в колледже академический отпуск, чтобы было время спокойно судиться дальше с ними. Непросто было за пару месяцев до диплома брать академ, но всё-таки надо было добиться своего.
Военкомат направил Влада на медкомиссию, которая признала юношу негодным к службе.
— Удивительно, ведь в прошлый призыв те же врачи говорили, что я здоров. Как будто они просто устали от меня и хотели, чтобы я отвязался. Списали, но на АГС принципиально не направили.
Получить АГС по религиозным убеждениям — одна из наиболее успешных стратегий. Гораздо сложнее призывникам, которые мотивируют свое нежелание служить пацифистскими взглядами.
— В школе на уроках ОБЖ нам врали, что только по религиозным убеждениям можно подаваться на АГС, хотя в законе прописано, что антимилитаристская позиция тоже котируется, — рассказывает Глеб, которому в 2008 году вместо службы в армии одобрили работу на почте. — Я попробовал подать заявление, где расписал свои взгляды: анархистские — государства не должны существовать, и это нужно освещать; экономические — призывная армия неэффективно тратит деньги и защищает олигархов; антимилитаристские — у меня за границей есть родственники, друзья, и я не смогу поднять оружие против них; ну и пацифистские — я не приемлю насилие.
Члены призывной комиссии заявку Глеба рассматривать отказались и отправили его на медкомиссию.
— В военкомате меня старались всячески унизить, говорили, что нет у меня никаких убеждений и я якобы просто откосить хочу — пришлось писать жалобу в прокуратуру, и это сработало.
До войны, по словам правозащитников, призывники нечасто интересовались АГС. В отличие от армии гражданская служба длится год и девять месяцев, а зарплата обычно не превышает 20 тысяч рублей. Менее 0,3% призывников, по данным Федеральной службы по труду и занятости, выбирают АГС. В весенний призыв 2022 года на гражданскую службу было направлено 383 призывника — по словам замруководителя Роструда Алексея Вовченко, «такого количества желающих не наблюдалось несколько лет».
Поддержать независимую журналистику
Независимая журналистика под запретом в России. В этих условиях наша работа становится не просто сложной, но и опасной. Нам важна ваша поддержка.
Призыв с кафедры
Все, кто учится очно, по закону не подлежат призыву. Выпускникам бакалавриата и магистратуры, которые планируют продолжить обучение, тоже положена отсрочка на весенне-летний период.
В октябре 2016 года, по словам адвокатов, военкоматы начали призывать абитуриентов магистратуры, которым 18 лет исполнилось до поступления в вуз. Согласно позиции военных, эти мужчины могут рассчитывать только на две отсрочки (первая — во время учебы в школе, вторая — при поступлении в вуз), а значит, после бакалавриата студенты могут быть призваны в армию. Спустя два года Конституционный суд поддержал требование правозащитников на право отсрочки для всех учащихся, однако повестки студентам продолжили приходить.
Никиту Белова, бывшего мундепа московских Раменок, в военкомат обязали явиться сразу после окончания магистратуры. За полгода до призыва Никита был избран в Совет от «Яблока».
— Мы сразу начали давить на управу депутатскими запросами, мешали пилить бюджетные деньги на бессмысленных конкурсах. В администрации мне прямо сказали: пора бы тебе в армию, — вспоминает Никита. — Весной, когда я еще учился, меня не трогали, а в середине июня, под конец призыва, пришла повестка. Результаты всех медицинских обследований я отдал на руки врачам в военкомате — они их то ли потеряли, то ли выкинули.
На заседание призывной комиссии адвоката Никиты и свидетелей — членов Совета муниципальных депутатов — не пустили, а заявление на АГС отказались рассматривать.
— Я как противник военной службы считаю, что у каждого должно быть право на замену ее гражданской, но это, как и мой диагноз — полип желчного пузыря, призывная комиссия просто проигнорировала. Мы обратились с заявлением в Никулинский суд.
Заседание назначили в тот же вечер, а через два дня судья вынес решение отказать в иске. В суд Никита не явился, и, как оказалось, очень удачно: во дворе уже стоял автозак. После заседания полиция приехала на квартиру мундепа.
— Они пытались забрать меня в армию до вступления в силу решения суда и даже написали донос в СК на то, что я якобы не явился по повестке. Мы подали апелляцию, где выяснилось, что мои антимилитаристские убеждения — это злоупотребление правом на АГС.
Пока Никита отстаивал свои права, призыв закончился, и он поступил в аспирантуру МГУ.
***
Сейчас военкоматы перегружены из-за мобилизации. Это стало причиной переноса осеннего призыва с октября на ноябрь. По словам Владимира Путина, в течение двух недель мобилизационные мероприятия должны завершиться. Однако не факт, что у военкоматов получится разделить потоки мобилизованных и призывников. Юристы ожидают, что нагрузка на призывные комиссии и нежелание молодых людей идти в армию спровоцирует рекордную волну нарушений прав призывников.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».