Jangaard Export — один из ведущих норвежских производителей и экспортеров соленой рыбы. Их главный продукт — вяленая соленая треска, которую компания продает по всей Европе и в Латинской Америке. «Jangaard продает традиционный продукт и производит продукт традиционным способом», — говорится на сайте компании.
На самом деле Jangaard Export продает рыбу, которую им поставляет компания «Норебо» Виталия Орлова, выяснила телекомпания NRK. Он привозит в Норвегию российскую треску, которую вялят и засаливают и перепродают по всему миру как норвежский продукт. Так российскому миллиардеру удается обходить санкции.
Фото: фейсбук компании «Норебо»
Виталий Орлов — владелец крупнейшего рыбопромышленного холдинга в России «Норебо». Он занимает 121 место в списке 200 богатейших бизнесменов Forbes, в 2021 году владел состоянием в один миллиард долларов.
Именно у него Jangaard Export закупает треску. После посола рыба считается норвежским продуктом и продается в мире по норвежским тарифам.
В этом году Орлов стал крупнейшим поставщиком трески в Норвегию, утверждает NRK. «Норебо» привезла в эту страну 19 271 тонну трески, сообщает телекомпания со ссылкой на данные Управления по безопасности пищевых продуктов и Управления рыболовства Норвегии. Для сравнения, крупнейшая норвежская компания Nordland Havfiske поставила 12 224 тонны.
В частности, в конце лета и осенью 27 морозильных контейнеров с треской прибыли с Камчатки в гавань Олесунна, откуда ее потом перевезли на остров Аверёйя, на объект, принадлежащий компании Jangaard Export.
Треска проделала долгий путь, выяснила NRK. Ее вылавливают в Тихом Океане и привозят в Петропавловск в Камчатском крае. Следующая остановка — Пусан, Южная Корея. После этого продукт доставляют через Суэцкий канал в немецкий Бремерхафен. И только потом треска направляется в норвежский Олесунн. Прежде чем добраться до Jangaard Export, рыба проделывает путь в 28 тысяч километров.
NRK запросила комментарий у председателя правления норвежской компании Гуннара Хогенсена. Он подтвердил, что Jangaard Export закупает рыбу у «Норебо».
«Мы также покупаем сырье у норвежских судов, но его нет в достаточно больших объемах, чтобы покрыть наши потребности. Поэтому мы покупаем рыбу из нескольких других мест в мире, в том числе рыбу, выловленную в Тихом океане», — сообщил он.
При этом Хогенсен утверждает, что Jangaard Export заключила с «Норебо» два соглашения — в январе 2021 года и январе 2022 года, то есть до начала войны в Украине. «Эти два соглашения составляют примерно один процент нашей общей потребности в сырье», — заявил председатель правления.
Телекомпания также задала вопрос о том, почему рыба экологически сертифицирована, если ее перевозят через полмира. На это Хогенсен ничего не ответил.
С тем же вопросом NRK обратилась к руководителю отдела устойчивого развития «Норебо» Сергею Сенникову. Телекомпания также спросила, насколько легко покупателю отследить, что треска, которая продается как «норвежский продукт», была выловлена в Баренцевом море в России.
Сенников оставил эти вопросы без внимания, однако сообщил, что компания не нарушает никаких законов, а также о том, что «"Норебо" — продукт не распада Советского Союза, а свободного рынка, построенного на торговле и упорном труде. Господин Орлов — не олигарх».
У миллиардера Виталия Орлова получается спокойно продавать рыбу норвежской компании, потому что правительство Норвегии сделало исключение из санкций для российской рыбы. «Причина в том, что Норвегия хочет сохранить норвежско-российское управление рыбными запасами в Баренцевом море и не ставить под угрозу сотрудничество», — пишет NRK.
В первой половине весны США и страны Евросоюза ввели санкции против рыбопромышленной отрасли России. Так, ЕС запретил импорт российских морепродуктов (но только ракообразных и икры). США отказались от поставок любых продуктов российского рыболовства. Тем не менее, в апреле издание Wall Street Journal сообщало, что морепродукты из РФ поставляют в США через Китай по аналогичной схеме.
Норвегия при этом не присоединялась к санкциям ЕС и США против российской рыбной промышленности.
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков рассказывал летом в интервью изданию Korabel.ru, что, несмотря на санкции, экспорт морепродуктов из России остался на примерно том же уровне, что и в 2021 году.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».