С начала войны в России оказались более миллиона беженцев из Украины. Каждому из них обещали единоразово выдать по 10 тысяч рублей. Многие подали заявления на выплаты еще в конце февраля, но до сих пор не получили ни копейки. Все это время беженцы пытаются добиться денег, обзванивают горячие линии и социальные службы, но все, что им предлагают — ждать. В Международный день беженца разбираемся, как бюрократия мешает помогать людям.
С начала российско-украинской войны почти 14 миллионов украинцев были вынуждены покинуть свои дома, говорится в докладе кризисного координатора ООН по Украине. Около 7,5 миллионов человек, по данным ООН, уехали из страны. В Польшу прибыло больше всего беженцев — около 3,8 миллиона человек. В Румынию направились более 600 тысяч человек, в Словакию и Молдову почти по 500 тысяч. В Россию уехали добровольно или были вывезены, по данным ООН, 1,1 млн украинцев. РИА Новости утверждают, что границу с Россией пересекли 1,6 млн беженцев, из которых 262,8 тысяч — дети.
Те самые 10 тысяч
Президент РФ Владимир Путин 18 февраля поручил правительству срочно обеспечить каждому прибывающему из Донбасса беженцу выплату в размере 10 тысяч рублей. Деньги пообещали выделить из резервного фонда.
Написать заявление на выплату беженцы могут при пересечении границы или в центре социального обслуживания в любом городе. При этом на материальную помощь имеют право люди с паспортами Украины и России, а также так называемых «ДНР» и «ЛНР». При подаче заявления необходимо иметь счет в российском банке.
Важно отметить, что
на единоразовую выплату 10 тысяч рублей могут рассчитывать только те граждане, которые приехали после 18 февраля.
При этом все имеют право подать ходатайство для официального признания беженцем и получить примерно через три месяца соответствующее удостоверение.
После подачи беженцы могут рассчитывать на содержание в размере 100 рублей в день (150 на пенсионера или ребенка), а после получения статуса «беженца» — на ежедневное содержание в размере 800 рублей (250 на питание и 550 на обеспечение жильем). Последняя сумма перечисляется не лично в руки, а в пункты временного размещения. Также при наличии статуса беженца можно получать пенсии и детские пособия.
РИА Новости сообщают, что к 7 июня были осуществлены 10-тысячные выплаты «по 301,51 тысячи заявлениям на общую сумму 3 миллиарда 15 миллионов 90 тысяч рублей». По данным собеседника агентства, это составляет 77,9% от общего количества поданных заявлений.
Согласно подсчетам, выплаты на тот момент не получили только 85,5 тысяч человек из подавших заявления. Судя по данным РИА Новости, остальные почти 1,3 млн выехавших из Украины человек даже не подавали документы на получение 10 тысяч рублей. Помощь запросили всего около 387 тысяч беженцев, что меньше 25% от их официального числа в России. Эти подсчеты выглядят довольно странно: нигде не объясняется, почему подавляющее большинство людей добровольно отказались от финансовой поддержки. Часть людей пересекают украинско-российскую границу, а потом уезжают в Европу. Они, вероятно, не подают заявления на льготы, но учитываются РИА как беженцы в России. Официальная статистика не ведется, поэтому невозможно подсчитать точное число таких переселенцев.
Выплаты гарантированы беженцам во многих странах. К примеру, Германия с 1 июня выплачивает приехавшим из Украины от 370 до 449 евро в месяц, а также возмещает расходы на проживание. До этого, как просители убежища, они могли рассчитывать на 354 евро ежемесячно. В Польше беженцам единоразово выплачивали по 300 злотых (3780 рублей), а в Молдове (через ООН) — по 2,200 леев (6470 рублей) в месяц.
Гуманитарный сбор «Радость моя!» от православных добровольцев Сарова. Фото: соцсети
На первое время, которое уже прошло
Кому-то может показаться, что единоразовая выплата в 10 тысяч рублей — небольшая сумма. На самом деле она могла бы помочь беженцам в России, особенное в первое время после переезда.
«Работаю практически сразу после приезда, но когда нужно купить от постельного белья и полотенец до одежды двоим детям при смене сезона плюс платить за съёмную квартиру, я уже молчу за питание, то каждая копейка на счету», — объясняет беженка Наталья.
Она приехала из Зугрэса (Донецкая область) в Москву и еще в марте подала заявление на выплату. Денег Наталья до сих пор не получила.
Ирина из Донецка рассказывает, что приехала в Краснодар с семьей на автобусе, так что с собой много вещей привезти не получилось. Почти сразу пришлось покупать необходимые в быту вещи: «подушки, постельное и посуду, в школу всю канцелярию».
Дума ТВ отмечает, что выплата 10 тысяч рублей как раз была рассчитана на то, чтобы беженцы могли «обустроиться на новом месте, приобрести все, что необходимо на первых порах». На самом деле потратить ее «на первых порах» практически никому не удается.
Официально сроки выплат не называются, но многие из опрошенных «Новой газетой. Европа» беженцы подали заявления еще в марте и до сих пор ничего не получили.
Во «ВКонтакте» существует целая сеть сообществ для украинских вынужденных переселенцев, оказавшихся в разных городах России. Самые активные группы — московская, краснодарская и ростовская. В них же чаще всего люди жалуются на проблемы с выплатами от государства.
Пока государство тратит месяцы на обработку заявлений, на помощь приходят различные фонды и просто неравнодушные люди.
Сначала беженцы больше просили необходимые в быту вещи и продукты, с наступлением лета семьи нуждаются в легкой детской одежде. Также появляются сообщения с просьбами купить необходимые препараты. Во многих городах люди делятся и едой, и одеждой, собирают деньги на лекарства и советуют, в каких аптеках найти их подешевле.
Объявление, опубликованное в тематической группе во «ВКонтакте»
«У беженцев нет денег на самое необходимое: на лекарства, на продукты питания, на постельное белье, на нижнее белье. Украинские беженцы приехали в зимней одежде, а сейчас уже май, так что им нужна сезонная одежда и обувь. Кроме того, беженцы просят продукты, потому что многие из них по-настоящему голодали», — рассказывали в Комитете «Гражданское содействие», который много лет помогает беженцам в России.
По словам руководителя приемной комитета Лейлы Рогозиной, многие приезжающие из Украины просят деньги на оформление медицинских сертификатов и перевод паспортов. Она отмечает, что сейчас благотворительный фонд «Милосердие» открыл место, где специалисты бесплатно переводят документы. Также в Москве дают направление на бесплатное медицинское обследование в МФЦ Сахарово. Определен список поликлиник, в которых могут проходить обследование и дети, и взрослые, объясняет Рогозина.
«Деньги мы даем в основном детям до 16 лет и пенсионерам. Сначала мы давали всем по пять тысяч рублей, но курс доллара рухнул, у нас резко уменьшилось количество денег, и мы решили, что будем помогать материально только уязвимым группам», — рассказывает Рогозина.
ФСБ, СНИЛС и другие проблемы с выплатами
Одновременно с покупкой всего необходимого беженцы пытаются ускорить процесс получения выплат. Они обращаются в социальные службы, Пенсионный фонд, МВД и в разные НКО. В Красном Кресте нам подтвердили, что подобные вопросы поступают к ним на горячую линию.
«Как правило, люди интересуются, когда они смогут получить средства. Мы их перенаправляем в ту структуру, где человек писал заявление на выплату ему материальной помощи. Мы не участвуем в этом процессе, поэтому предметно не можем дать ответ человеку», — отмечают в организации.
Лейла Рогозина рассказала, что заявители «Гражданского содействия» тоже сталкиваются с подобными проблемами. По ее словам, первая волна беженцев писала заявления, не имея на руках СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта, беженцы могут получить его бесплатно в МФЦ). Вторая волна подавала заявления на выплаты, уже получив СНИЛС, поэтому некоторым заплатили раньше, чем другим. Но цифры все равно неутешительные: из более трех тысяч человек, которые обратились в комитет, деньги получили только единицы. При этом в официальных данных нигде не указано, что этот документ необходим при подаче заявления.
«Когда первый поток грянул, все было не урегулировано, поэтому им медленнее выплачивают. А второй поток уже быстрее получает», — рассказывает об одной из причин задержек Рогозина.
Украинские беженцы ожидают приема в Комитете. Фото: «Гражданское содействие»
«31.03. (дата подачи заявления — Ред.) В Крыму тишина. Звонила вчера, сказали — финансируют только конец февраля-начало марта. У нас знакомым, которые подавали в апреле, всем выплатили, а мы ждем уже очень долго и ответа найти не можем», — делится Анастасия.
Она вместе с мужем и двумя детьми приехала из Мариуполя. Главная цель была — вывезти детей. Дорога вышла очень тяжелой, по пути пришлось ночевать в церкви и дома у чужой женщины, с которой семья познакомилась на одном из блокпостов. Сейчас Анастасия с мужем живут у родственников и не работают. Выплат ждут уже больше двух месяцев.
Юлия подала заявление на выплаты 1 марта в Подольске и, в отличие от многих, уже получила всю сумму. Правда, спустя три месяца.
Она рассказывает, что все 10 тысяч ушли на оплату долгов. В Луганске женщина была мастером по наращиванию ресниц, а сейчас работает в клининге, муж — на стройке. Юлия объясняет, что без регистрации и прописки во многие места устроиться просто не получается, а оформить документы в данный момент семья не может — дорого.
«Государство помогло с садиком. За это, конечно, огромное спасибо. Если бы не садик, мы бы не смогли здесь выжить на одну зарплату мужа. А так, конечно, спасибо в первую очередь людям, которые помогают нам. Мне помогли и вещами и обувью на детей. Я ставшие маленькими вещи тоже отдала нуждающимся. Сейчас немного нуждаемся в детских вещах на лето детям. А так потихоньку сами выкручиваемся», — делится женщина.
Она надеется, что они с мужем «выкрутятся с долгами», а потом займутся оформлением гражданства.
Сам процесс получения выплат — долгий и непрозрачный. Документы проходят несколько проверок, и в случае отказа выплачивать 10 тысяч рублей заявители даже не могут узнать, на какой стадии возникла проблема.
«Всю помощь распределяет Ростов. ФСБ еще подтверждает выплату, должны поступать сведения от службы, что человек пересек границу. У нас больше 1 000 000 беженцев, как быстро они ее (информацию о беженцах — Ред.) обрабатывают, в каком-то порядке очередности, я не знаю», — отмечают в «Гражданском содействии».
Благотворительный фонд «Поколение». Фото: соцсети
«Ждать теперь месяцами можно»
Сами вынужденные переселенцы считают, что в последнее время стали медленней выплачивать обещанные средства из-за так называемых «беженцев одного дня». Они приезжают, подают заявление на выплаты и уезжают обратно в тот же день. Средняя цена за провоз одного человека через границу для подачи на выплаты — 3000 рублей. Судя по количеству таких предложений в социальных сетях, подобный бизнес пользуется популярностью.
Надежда в Ростове ждет 30 тысяч рублей (на себя и двоих детей) с 24 марта. При оформлении заявки ей сказали, что деньги придут через две-три недели, а сейчас отвечают, что точных сроков нет. Для нее самое обидное, что «быстро получают 10 тысяч те, кто ездит одним днём», а им приходится ждать. Также Надежда отмечает, что приехала уже с российским паспортом, встала на учет в больницу, а ее ребенка без проблем взяли в школу. По ее словам, «образование и само отношение» здесь лучше, чем в «ДНР».
«Я подала в конце мая. Мне намекнули, что сейчас сильно всех отсеивают из-за того, что многие одним днём выезжают, оформляют и обратно домой едут. Поэтому пока отсеивают тех, реальным беженцам когда придет — неизвестно», — жалуется Анастасия.
В то же время многие беженцы не проинформированы о том, кто именно может рассчитывать на выплаты от государства.
«Мне кажется, что это всё обман. Я подала документы еще в феврале и тишина», — пишет во «ВКонтакте» Олеся из Луганска.
Она въехала в Россию 1 февраля и подумала, что выплаты предназначаются ей тоже. В МФЦ в Краснодаре у нее приняли заявление и никто не сообщил, что 10 тысяч ожидать не стоит. Это довольно распространенная проблема и в Московской области. В комментариях в группе во «ВКонтакте» «Донбасс в Москве. Переселенцы, беженцы» много жалоб на отсутствие выплат. При этом люди рассказывают, что живут в регионе с осени 2021 года.
Добыча рубля
Еще одна неочевидная проблема, с которой сталкиваются беженцы — сложность обмена гривны на рубли. Если у тех, кто приезжает с приграничных районов, еще могут быть запасы российской валюты, то люди из других регионов Украины почти сразу сталкиваются со сложностями. Обменять в России гривны на рубли сейчас действительно непросто. В ВТБ и «Тинькоффе» объяснили, что вообще не производят обмен данных валют.
«Гривны могут обменять граждане, постоянно проживающие на территории Украины, которые прибыли в Российскую Федерацию в 2022 году и получили социальную выплату в Сбере или другом банке после 19.02.2022 г.», — рассказали в Сбербанке.
Сами беженцы рассказывают, что даже после получения соцвыплат им разрешали обменять только восемь тысяч гривен. За них они получали 20 тысяч рублей. В Центробанке объяснили, что такая мера принята «для исключения возможности обмена неконтролируемых объемов наличной украинской гривны на рубли».
«ПАО Сбербанк и РНКБ Банк (ПАО) осуществляют выкуп наличной украинской гривны только у граждан, на счета которых ранее поступали средства в размере 10 тыс. рублей в рамках реализации мер социальной поддержки», — сказано в официальном ответе Банка России.
Сложно сказать, насколько действенными получились меры ЦБ, учитывая, что беженцам теперь приходится менять деньги «с рук». В соцсетях активно распространяются объявления об обмене валюты, а также вопросы о том, как и где лучше менять свои средства. Контролировать курс на теневом рынке обмена невозможно. Те, кто во время жизни в Украине успел накопить доллары или евро, еще могут найти способы получить рубли. Что делать тем, кто приехал с гривнами и три месяца ждет выплату — государство не объясняет.