СюжетыОбщество

Пистолеты для всех: каким будет законопроект об оружии в Украине

Пистолеты для всех: каким будет законопроект об оружии в Украине
Фото: facenews.ua

23 февраля Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект о праве на гражданское огнестрельное оружие. Он должен был стать базовым законом для оружейной отрасли, но в то время не предусматривал права граждан на владение пистолетом. После вторжения России Министерство внутренних дел и парламент пересмотрели свою позицию и теперь предлагают разрешить не только короткоствольное оружие (пистолеты) всем гражданским, но и автоматическое — защитникам Украины.

Издание hromadske рассказывает, каким образом власти хотят либерализировать рынок оружия и какие последствия это будет иметь.

«Даже у Кивы есть подаренный Аваковым короткоствол»

Как только стало известно о стягивании российских войск к границе с Украиной, музыкант Вячеслав Дрофа (известный под псевдонимом OTOY) начал осваивать оружие. Незадолго до 24 февраля он заказал себе два охотничьих ружья: гладкоствольный дробовик и нарезной карабин, — хотя и получил их уже после вторжения.

«Была какое-то такое внутреннее опасение из-за того, что было большое количество диверсионных групп, в частности в Киеве. Нужно понимать, что сосед, который пытается к нам вломиться, будет пытаться еще не один раз, а значит, существует потребность в какой-то единице оружия дома для самозащиты или обеспечения эвакуации своей семьи на автомобиле», — объясняет Дрофа.

С оружием он ощущает себя более защищенным. Впрочем, отмечает: купить ружье мало, важно еще научиться им пользоваться и знать, когда его можно применить. С начала войны Вячеслав вступил в Движение сопротивления Сил специальных операций, чтобы научиться ведению боевых действий и стрельбе.

Мужчина владеет охотничьим оружием, однако, по его же словам, для самозащиты его мало. Карабин или дробовик — не пистолет, их неудобно носить с собой. А права на владение короткоствольным оружием у большинства украинцев сейчас нет. Поэтому он поддерживает принятие законопроекта, который бы это позволил.

«Сейчас на черном и сером рынках Украины огромное количество табельного оружия со спиленными серийными номерами. Все это на руках у криминалитета, это огромное количество наградного оружия. Даже у Кивы есть от подаренный Аваковым короткоствол, пистолет. Как может быть так, что я, человек, владеющий навыками как минимум на уровне этих людей (а, возможно, и лучше), законопослушный человек не могу купить себе такое оружие для самозащиты?» — возмущается Вячеслав Дрофа.

Вячеслав Дрофа, музыкант, волонтер полка «Азов», владелец оружия. Фото: hromadske

Вячеслав Дрофа, музыкант, волонтер полка «Азов», владелец оружия. Фото: hromadske


«Люди хотят защищать себя»

Сейчас право на оружие в Украине регулирует приказ МВД №622 от 21 августа 1998 года. Согласно ему, с 18 лет можно покупать холодное, выхолощенное и пневматическое оружие, с 21 года — огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие, а с 25 лет — огнестрельное охотничье нарезное. И сторонники, и критики идеи предоставления гражданам права на короткоствольное оружие согласны с тем, что нужен закон, который бы регулировал отрасль.

23 февраля 2022 года народные депутаты в первом чтении приняли законопроект №5708 «О праве на гражданское огнестрельное оружие». В нем прописано, что такое право собственности на гражданское огнестрельное оружие, классифицированы виды оружия, внедрено удостоверения владельца оружия, разработан порядок получения медицинской справки и предложено создать Единый государственный реестр гражданского огнестрельного оружия. Однако депутаты не решились на главное — дать всем гражданам право владения пистолетами: законопроект разрешил иметь короткоствольное оружие лишь спортсменам-членам сборных команд Украины по стрелковым видам спорта и владельцам наградных пистолетов. Но 24 февраля все изменилось.

«Когда начали раздавать гражданам огнестрельное оружие для защиты нашей страны, вопрос о короткостволе отошел на второй план. Тот размер общественной опасности, который может повлечь обращение с оружием, хранение, транспортировка или использование короткоствола, даже рядом не стоит с теми последствиями, которые может вызвать автоматическое огнестрельное оружие, — объясняет соавтор законопроекта, депутат от «Слуги народа» Игорь Фрис. — В настоящее время с целью защиты государства было роздано 250 или 300 тысяч единиц автоматического огнестрельного оружия. Мы сейчас находимся на совершенно иной стадии: нам нужно решать вопросы легализации, верификации субъектов, отстрела, регистрации, определения правового механизма хранения, транспортировки не только короткоствольного оружия, но и автоматического, розданного гражданам».

С этим мнением согласны и в Министерстве внутренних дел. Там совместно с профильным парламентским комитетом готовят поправки к законопроекту перед вторым чтением. Для того чтобы понять, поддерживают ли эту идею украинцы, власти провели опрос в мобильном приложении «Дія». В голосовании приняли участие более 1,7 миллиона граждан, из которых 58,75% высказались за предоставление права на ношение огнестрельного оружия, 19,43% — за хранение дома, а остальные 21,82% — против предоставления любого права на оружие. После публикации результатов министр внутренних дел Денис Монастырский поддержал либерализацию оборота оружия, но только для защиты собственного дома (т.е. при условии хранения на дому). К слову, министр отметил, что ранее только треть украинцев поддерживала оборот огнестрельного оружия.

«Если бы мы проводили опрос до 24 февраля, результаты были бы другими. Результаты этого опроса — следствие военных действий. Люди хотят чувствовать себя более защищенными, иметь оружие дома», — объясняет советник министра внутренних дел Ростислав Смирнов.

Вместе с тем эксперт по уголовному праву Григорий Усатый считает, что опрос в «Дії» был некорректным. Специалист отмечает: оно проводилось в то время, когда людям было страшно, следовательно, результаты могут быть манипулятивными. Кроме того, два варианта ответов на вопросы поддерживали оборот оружия, и только один — отрицал, а это противоречит правилам социологии (должны быть два «за» и два «против»). В конце концов, опрос был персонифицированным, а не анонимным, и, ко всему прочему, не учитывал мнение жителей временно оккупированных территорий.

Георгий Учайкин, глава наблюдательного совета «Украинской ассоциации владельцев оружия», давно поддерживает легальное обращение огнестрельного оружия. Он обращает внимание на два других исследования общественного мнения: опросы группы «Рейтинг» и исследования Info Sapiens, проведенные по заказу «Ассоциации». Согласно им, большинство людей также поддержало либерализацию рынка оружия.

«Это устойчивое состояние общества. Люди хотят защищать себя. В Украине должно быть законодательство, предусматривающее и регулирующее в первую очередь два ключевых момента: подготовку будущего владельца оружия и его право осуществлять самозащиту. Оружие — это просто инструмент, как автомобиль или кофеварка, для того, чтобы можно было защититься», — убежден Учайкин.

Участница военной военной подготовки для гражданских во время тренировок в одном из парков Ужгорода, 13 марта 2022 года. Фото: Янош Немеш / УНИАН

Участница военной военной подготовки для гражданских во время тренировок в одном из парков Ужгорода, 13 марта 2022 года. Фото: Янош Немеш / УНИАН

«Если раньше максимум, до чего могло дойти, — это мордобой, то сейчас рука может потянуться к стволу»

Дискуссия о том, каким будет закон об огнестрельном оружии, продолжается, но и в парламенте, и в МВД имеют общее видение. Представители власти предлагают разрешить короткоствольное оружие для защиты домов всем гражданам от 25 лет, которые пройдут медосмотр и обучение, а вот право носить его на улице получат только люди, чья работа связана с опасностью. Автоматическое оружие, как рассказывает Ростислав Смирнов из МВД, могут разрешить только бывшим военным, полицейским и журналистам, имеющим определенные навыки пользования им. Специалист объясняет, что ведомство не поддерживает идею предоставления права на ношение оружия всем гражданам, поскольку это может привести к конфликтам в общественных местах.

«Мы сейчас достаточно эмоциональны. Представьте себе, что короткостволы будут у людей повсюду. Это будет вопрос в ресторанах, вопрос дома, на бытовом уровне, и еще много других моментов. Если раньше максимум, до чего могло дойти, это мордобой, то сейчас рука может потянуться к стволу. Именно поэтому я за охрану своего собственного дома, то есть за возможность получить короткоствол и хранить его дома, но против того, чтобы по улицам или ресторанам ходили люди с огнестрельным оружием», — говорит Смирнов.

Музыкант Вячеслав Дрофа говорит, что пистолет нужен прежде всего для защиты от опасности на улице, поэтому концепцию министерства он не поддерживает.

«Какой смысл с того, что у меня где-то дома в сейфе лежит пистолет, если мне будут тыкать где-нибудь в лесу, когда я буду на пробежке, а какой-нибудь грабитель решит подбежать ко мне?» — объясняет музыкант.

Криминолог Григорий Усатый выступает за право граждан на хранение оружия дома и критикует законопроект из-за того, что в нем не прописали запрет на покупку оружия для граждан Украины, которые присоединились к террористическим группировкам «ДНР» и «ЛНР». Кроме того, по его словам, в проекте предусмотрено мало способов предотвратить попадание оружия в руки людей с нестабильной психикой. Также специалист предупреждает о коррупционных рисках при обучении. «Когда-то можно было получить водительские права после изучения положений законодательства, упорной работы, а можно было получить на день рождения в подарок. Если таким образом можно получить водительское удостоверение, то, что вы думаете, нельзя будет получить таким же способом удостоверение владельца оружия, а тем более в такое непростое время?» — риторически спрашивает Усатый.

Чтобы этого избежать, Георгий Учайкин из «Украинской ассоциации владельцев оружия» предлагает, чтобы обучением занимались частные компании: они отвечали бы за подготовку стрелков своей репутацией, а экзамены можно было бы записывать на видеокамеру.

«Обучение — процесс очень ответственный. По моему глубокому убеждению, украинские инструкторы сегодня едва ли не лучшие в Европе (а, возможно, и в мире), потому что это люди, которые часто имеют боевой опыт, и осознают, что все правила обращения с оружием написаны кровью», — убежден Учайкин.

Фото: novoeizdanie.com

Фото: novoeizdanie.com

«Если мы доверили людям оружие, когда было тяжело, мы не должны забирать это доверие»

Кроме вопроса о регистрации приобретенного оружия, законодатели предлагают добавить в законопроект еще и процедуру легализации короткоствольного оружия, приобретенного на черном или сером рынке, а также регистрацию автоматического оружия, которое раздали гражданам после полномасштабного вторжения России.

«Если мы скажем: «Оружие сейчас на руках есть? Автоматы есть? Вы, пожалуйста, нам в течение трех месяцев сдайте, потому что вы мы вам доверили, когда была беда, когда орки стояли в 17 км от Киева, дали возможность защищать государство, а сейчас все вроде тихо, поэтому вы эти автоматы сдайте», — мне кажется, 95% скажут: потерял, утопил, сжег, взорвал и т.д. — и тихонько все прикопают до худших времен. Если мы доверили людям оружие, когда было тяжело, мы не должны забирать это доверие и тем самым унижать гражданскую позицию этих людей. И я реально боюсь: вот сейчас говорят, что на руках приблизительно 700-800 тысяч единиц незарегистрированного огнестрельного оружия, но если его принесут 1,5 миллиона, мы просто прозреем», — прогнозирует народный депутат Игорь Фрис.

По мнению Георгия Учайкина, в законопроекте должна быть предусмотрена процедура легализации оружия, купленного на черном или сером рынке, а также процедура его выкупа государством в том случае, если собственник захочет его сдать. Если же гражданин решит оставить оружие себе, ему придется пройти обучение для получения удостоверения владельца оружия, пока полиция будет проверять, не использовали ли его в преступлениях. «Мы выиграем дважды: и человека в законодательное пространство вернем и общество обезопасим», — говорит Учайкин.

Народный депутат Игорь Фрис объясняет, что владельцев зарегистрированного оружия можно очень быстро верифицировать, поэтому они относятся к оружию более ответственно. Именно для этого законодатели и хотят ввести легализацию. Однако музыкант Вячеслав Дрофа не верит, что после принятия законопроекта «черное» оружие пойдут регистрировать.

«Это как сказать налетчику: «Окей, ты украл у того человека золото из квартиры, ты можешь прийти к нам и зарегистрировать эту цепочку». Мне кажется, это не даст такого результата. У людей будет страх из-за того, что они нелегально его ранее приобрели», — предполагает Дрофа.

Впрочем, по прогнозам Игоря Фриса, 5% владельцев оружия могут не принести его на регистрацию, однако остальные это сделают — ведь в противном случае всем будет светить тюрьма за незаконное хранение.

В конце концов, один аргумент за либерализацию рынка огнестрельного оружия все-таки железный: наведение порядка с теневым рынком. Но если после принятия закона количество бытовых конфликтов и несчастных случаев возрастет — всегда можно дать заднюю. Здесь уж, как говорится, поживем — увидим.

«Давайте будем говорить откровенно: законопроекты не принимаются на всю жизнь. Если мы увидим некую негативную тенденцию, большой уровень бытовых правонарушений, связанных с огнестрельным оружием, — мы, конечно, сможем внести поправки, и они будут аргументированы», — добавляет Ростислав Смирнов.

Автор: Диана Буцко

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.