СюжетыОбщество

«Демонстративно-показательная расправа»

Ночью в канун Дня Победы силовики пришли к московским антивоенным активистам движения «Весна». Что известно

В Москве в ночь на 9 мая прошли массовые обыски у активистов, журналистов и правозащитников. Чуть раньше силовики пришли и к антивоенным активистам в Санкт-Петербурге. Под каток репрессий попали участники движения «Весна». Против активистов, координаторов и бывших сотрудников возбуждено как минимум два уголовных дела: дело об «НКО, посягающей на права граждан», и дело о «телефонном терроризме». По мнению «Весны», главным фактором, раздражающим силовиков, стала запланированная на 9 мая антивоенная акция «Они воевали не за это». «Новая газета. Европа» разбирается, за что преследуют людей, выступающих против войны.

Силовики пришли с обысками сразу к нескольким активистам, правозащитникам и журналистам. В частности, обыск прошел дома у экс-сотрудника «Альянса учителей» Ивана Дроботова, который сейчас отбывает 20 суток в СИЗО за повторное нарушение порядка проведения митинга (ч. 8 ст. 20.2 КоАП). Затем его увезли в ИВС на Петровке. Дроботову вменяется «сектантская» статья — участие в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 3 ст. 239 УК). В «Весне» он не состоял, но был сторонником организации. Максимальное наказание по ст. 239 — до двух лет лишения свободы.

Иван Дроботов. Фото: соцсети

Иван Дроботов. Фото: соцсети

В квартире общественного защитника Тимофея Васькина также провели обыск. Адвокат от ОВД-Инфо Юлия Кузнецова сообщила «Новой газете. Европа», что сотрудник полиции оттолкнул ее и захлопнул дверь, когда она хотела прийти на помощь к задержанному: «С 21:00 до 4:00 утра под дверью простояла. Я пыталась войти, но меня вышвырнули и не пускали. Звонки не возымели никакой реакции. Никакой информации они не дали, Тимофея вывели (из дома — Ред.) таким образом, что между дверью в машину стоял бугай и не давал мне общаться. Не пройти, ни поговорить. Вели себя, конечно, как нелюди», — рассказала адвокат. Причины визита силовиков неизвестны. Вероятно, к Васькину приходили также из-за дела «Весны», добавила адвокат.

Силовики пришли и к журналистке «Скат media» Ангелине Рощупко. Сейчас она находится в Следственном комитете. «Скат media» — СМИ, созданное активистами «Весны», которое освещает войну, протесты и другие важные событиях в России. 25 апреля Роскомнадзор заблокировал сайт издания.

«Вчера где-то в 20:50 в квартиру, где Рощупко находилась с молодым человеком, вошла полиция, — рассказал „Новой газете. Европа“ главный редактор „Скат media“ Лев Гяммер. — У них отобрали телефоны. За несколько дней до произошедшего Ангелина нам написала, что ее караулят полицейские, участковый ищет. Они дома какое-то время не жили по этой причине».

Ближе к 1:00 по мск Рощупко увезли в Главное следственное управление Следственного комитета. «Ей выдвигают обвинение по „сектантской“ статье, по делу „Весны“. Точно не понятно, как организатору или как участнику, но, скорее всего, как участнику. Суд, скорее всего, будет завтра уже», — говорит Гяммер.

Дело против Рощупко также связано с «Весной», добавил он. «„Скат media“ так или иначе с „Весной“ аффилирован. У нас большая часть авторов из „Весны“. Сами следователи это тоже не скрывают. То есть это такое „скатовесеннее“ дело», — заявил главред «Скат media».

К Рощупко, как заявил Гяммер, пришли в том числе из-за антивоенных акций и из-за ее журналистской деятельности. «Мы открыто называем войну войной. Соответственно, это государству не нравится», — добавил главред.

Лев Гяммер. Фото: соцсети

Лев Гяммер. Фото: соцсети

«Весна» стала одним из главных антивоенных движений в стране, считает Гяммер. «После того, как разгромили ФБК и они в основном начали заниматься информационной деятельностью, „Весна“, когда началась война, заняла этот вакуум. Это, разумеется, бесило государство: зеленые ленты, акции, тихий протест».

По мнению Гяммера, «финальной точкой кипения» стала запланированная на 9 мая антивоенная акция «Они воевали не за это». Движение предложило выходить в колонны «Бессмертного полка» с плакатами своих погибших и/или воевавших родственников и антивоенными надписями.

Фото с акции «Они воевали не за это». Источник: «Весна»

Фото с акции «Они воевали не за это». Источник: «Весна»

Фото с акции «Они воевали не за это». Источник: «Весна»

Фото с акции «Они воевали не за это». Источник: «Весна»

В том, что московских антивоенных активистов движения задерживают прямо в канун Дня Победы, есть символизм, добавил Гяммер. «Это демонстративно-показательная расправа, абсолютно абсурдная. Это второе политическое дело по «сектантской» статье. Первое было у ФБК в купе с экстремистскими статьями. Сама по себе «сектантская» статья не особо-то жесткая, там до двух лет лишения свободы. Но она именно что демонстративная: по ней можно привлекать широкий, неограниченный круг людей. До любого человека из антивоенного движения можно докопаться, потому что он так или иначе связан с „Весной“. К бывшим активистам приходят, задерживают», — объясняет он.

В канун Дня Победы обыск по делу против «Весны» по ст. 239 УК прошел и у активистки Дарьи Пак. Она сейчас находится за пределами России (не по политическим причинам: по словам девушки, она на днях собиралась лететь обратно в Москву), но в квартире была ее мать.

«Обыск был у мамы. Сейчас они с ночи не выходят на связь. Есть вероятность, что увезли на допрос», — заявила «Новой газете. Европа» сама Пак. «В „Весне“ я ничем не занималась. Я редактор в „Скат media“. Ранее участвовала в акция Алексея Навального и антивоенных протестах. Потом, после начала войны, пошла работать в ОВД-Инфо, работала в судах защитником», — заявила девушка.

Дарья Пак. Фото предоставлено самой Пак

Дарья Пак. Фото предоставлено самой Пак

По ее словам, ранее она не была объектом пристального внимания силовиков. «Я даже не знала, знают ли они меня. А вот тут сразу обыск. Изъяли всю технику, паспорта мои старые, документы со штаба Любови Соболь, где я тоже работала», — говорит Пак.

«Я против любой войны. А тем более братоубийственной. Эта война — военное преступление. По поводу антивоенных протестов — приятно видеть, что люди выходят. Но их слишком мало. Печально наблюдать, как большинство наших граждан поддерживают войну, особенно грустно смотреть на тех, кто был оппозиционно настроен. К сожалению, я просвета не вижу. К сожалению, мне кажется, что наш протест обречен», — считает Пак.

Дело «Весны»

«Абсолютно непонятно, по какому принципу силовики выбирают, кого преследовать, — заявила „Новой газете. Европа“ пресс-секретарь „Весны“ Анна Назарова. — Некоторые из тех, к кому пришли с обыском, не состоят в движении». Назарова отметила, что за все время войны «Весна» организовывала несколько акций протеста и митингов.

Массовое преследование активистов «Весны» началось с 7 мая. Обыски прошли у активистов Валентина Хорошенина и Евгения Затеева. После их повезли в СК в Москву, где допрашивали как подозреваемых по делу о создании организации, посягающей на права граждан. Также в Москву из Великого Новгорода привезли Романа Максимова. Сегодня активистам изберут меру пресечения в 14:00 в Басманном суде. «Первый отдел» собрал более 200 поручительств за них.

Также с обысками по адресам прописки пришли к федеральному координатору Богдану Литвину и экс-активисту Алексею Безрукову, но их обоих не оказалось дома. Обыск прошел и у бывшего пресс-секретаря «Весны» Артема Уйманена и его подруги Камиллы Доценко, которые сейчас не состоят в движении. Уйманена допросили в СК по делу о «телефонном терроризме». Также задержали активистку Полину Барабаш, сейчас она в изоляторе временного содержания по делу о «телефонном терроризме». Наказание по этой статье — от трех до 10 лет лишения свободы.

Статусы подозреваемых по делу о «телефонном терроризме» получили фем-активистки проекта «Ребра Евы» Юлия Карпухина и Дара Щукина, их отправили в ИВС на 48 часов.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.