Должность главы президентской администрации (с 2005 года — секретариата, снова администрации, с 2019-го — офиса) всегда имела в Украине удельный вес, несопоставимый с функционалом.
Военные хитрости
Кирилл Буданов. Фото: Anatolii Stepanov / Reuters / Scanpix / LETA
Должность главы президентской администрации (с 2005 года — секретариата, снова администрации, с 2019-го — офиса) всегда имела в Украине удельный вес, несопоставимый с функционалом.
Если я начну вспоминать о деятельности «администратора» Леонида Кучмы Дмитрия Табачника в период, когда его патрон строил в стране олигархическое государство по образу и подобию России, заметка разрастется до неприличия. Человек молодой, образованный, амбициозный, циничный, тихо презирающий властное окружение, оппозицию да и собственного шефа, Табачник был королем интриг. И наслаждался тем, как члены правительства, депутаты, известные или богатые люди, каждый со своей проблемой, потихоньку теряли покерфейс, понимая: обойти Диму на пути к Данилычу нереально, враждовать — дороже выйдет.
Кум Путина Виктор Медведчук при Кучме в известном смысле походил на Табачника (минус интеллект). Зато видел себя не просто серым кардиналом, а законным наместником президента России в пророссийской Украине.
После «помаранчевой революции» Виктор Ющенко попытался сломать традицию, когда во всеуслышание сравнил своего «секретаря» Виктора Балогу с сантехником. Ющенко прежде всего напомнил строптивым партнерам по Майдану, что обязанности у главы секретариата технические, он не является ни выборным лицом, ни госслужащим, а просто выполняет указания главы державы. И если прочищает, так сказать, засоры в политической системе, а не только скрепки подносит, то, значит, так надо. «Есть претензии? Выставляйте их президенту. Балога — это я!»
Пройдет время, и без лести преданный «секретарь-сантехник», не забывавший о собственной выгоде «решала», напишет заявление об уходе в знак несогласия с Виктором Ющенко и сообщит о нем, решившем баллотироваться на второй срок, много нелестного.
Хитрые, жесткие аппаратчики Януковича имели влияние, в том числе на ключевых оппозиционеров, гораздо большее, чем политические фигуры режима. Главы администрации времен Петра Порошенко рассматривали назначение как бизнес-проект со всеми вытекающими из него возможностями.
Полномасштабное вторжение России Владимира Путина при Владимире Зеленском во главе Украины должно было, по идее, плотно закрыть дверь, за которой остались прежние подходы к управлению государством.
Во время войны у президента-верховного главнокомандующего офис не мог не приобрести новой смысловой и милитарной нагрузки. Но давнее знакомство и надежное плечо достаточно долго заменяли и то и другое.
Андрею Ермаку — по определению Зеленского, мощному менеджеру (словосочетание в устах молвы имело бранный оттенок) — пришлось покинуть пост в том числе из-за своей раздражающей активности. Руководитель офиса, то есть постоянно действующего вспомогательного органа, выполняя волю президента, то и дело заступал за флажки. По факту это выглядело перехватыванием полномочий то у Министерства обороны, то у Министерства иностранных дел, то у Рады.
«Никто с большой буквы! На каком основании начальник канцелярии возглавляет делегацию на международных переговорах?» — возмущалась оппозиция и эксперты из фейсбука. Вспоминать всуе в украинском обществе, где любую власть принято десакрализовать, о Ермаке, который уже командует Зеленским, будто поменялся с ним местами, стало правилом хорошего тона. Кроме того, антикоррупционные органы заявили о подозрениях и провели дома у главы офиса обыски.
Зубастость НАБУ и САП (Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры) американцы стимулируют как главное условие для получения Украиной инвестиций. Потому в США на Андрея Ермака тоже реагировали с напряжением.
Так или иначе, но вакансия образовалась. И азарт, охвативший всех причастных и не очень к обсуждению кандидатур на должность начальника канцелярии, подтвердил: это действительно важный участок, чуть ли не ключевой. А когда появилась новость, что на предложение Зеленского ответил согласием шеф ГУР, генерал Кирилл Буданов, сомнений почти не осталось.
Ну не соблазнился же самый публичный разведчик страны, да еще сразу после очередной блестящей операции с «погибшим и воскресшим» командиром РДК, на роль подносчика скрепок? Значит, всё же предстоит переформатирование задач. И, с учетом реальности, не столько под переговорные треки, связанные с перспективами перемирия, сколько под продолжение военных действий. Их Россия постепенно трансформирует в цепь провокаций, диверсий и терактов, — обозримого будущего для Украины.
Если верить источникам The New York Times, 39-летний Буданов еще задолго до полномасштабного вторжения был интегрирован в процессы сотрудничества с американской разведкой и получал профессиональную подготовку в рамках специальных программ под эгидой ЦРУ. После ранения, полученного в Донецкой области, Буданов проходил реабилитацию в США, в Национальном военно-медицинском центре имени Уолтера Рида. Журналисты NYT подчеркивают экстраординарность ситуации:
для иностранного военного это могло быть возможным только в случае прямого содействия со стороны американского правительства. Такой уровень доступа имеют единицы.
Олег Иващенко. Фото: пресс-служба Офиса Президента Украины
На новую работу генерал выходит уже 3 января: соответствующий указ подписан и опубликован. Руководителем ГУР назначен Олег Иващенко, до сего дня глава Службы внешней разведки. СВР возглавил Александр Кононенко, он занимался вопросами освобождения гражданских из плена. На этом внутренние ротации в президентском офисе и силовом блоке пока закончились. Туман вокруг Василия Малюка остался: говорят, Зеленской хочет пересадить его из СБУ в СНБО, Совет национальной безопасности и обороны. Головоломка становится увлекательней.
Накануне Нового года украинские социологи, в частности компания SOCIS, обнародовали свежий опрос относительно возможных президентских выборов. По их данным, Буданов, чей авторитет на подъеме, выиграл бы у Зеленского, если оба оказались бы во втором туре. Основатель социологической группы «Рейтинг» Алексей Антипович утверждал в интервью, что наибольшим доверием украинцев сейчас пользуются посол Украины в Великобритании Валерий Залужный, экс-главнокомандующий, и руководитель Главного управления разведки МО Кирилл Буданов. Авторитет военных объяснимо высок. Оба потенциально составляют конкуренцию Владимиру Зеленскому, он тоже в тройке лидеров.
Хотя до сих пор никто из перечисленных о своих намерениях баллотироваться внятно не сказал. Потому, по одной из версий, появление в Буданова в офисе президента — первая фаза операции «Преемник, который нравится Штатам», по другой — попытка Зеленского нейтрализовать соперника в дружеских объятиях, по третьей — укрепление вертикали. Третья версия почему-то наименее популярна.
Рустем Умеров, Владимир Зеленский и Кирилл Буданов. Фото: пресс-служба Офиса Президента Украины
В традиционном вечернем телеобращении Зеленский заявил, что в Украине началась «существенная перезагрузка», направленные на повышение устойчивости государства. Так, президент сообщил, что должность министра обороны вместо Дениса Шмыгаля предложена нынешнему вице-премьеру, министру цифровой трансформации Украины Михаилу Федорову. Наблюдатели ожидают, что Шмыгаль в команде останется и, скорее всего, займется Министерством энергетики – еще одной сфере на передовой. Кроме того, Зеленский анонсировал назначение нового главы пограничной службы. Заодно он поручил заместителю главы офиса Павлу Палисе, еще недавно командиру боевых подразделений, наладить прямую коммуникацию с боевыми бригадами, «чтобы определить, какие решения могут усилить украинские позиции».
Возможно, тут зашифрована очередная военная хитрость: Зеленский наконец принял решение о такой мобилизации, которая способна обрушить президентский рейтинг, но принести успех верховному главнокомандующему.
Киев
{{subtitle}}
{{/subtitle}}