«Не Роскомнадзору нас ограничивать»
Участница запускает бумажный самолетик, символ мессенджера Telegram, Москва, 13 мая 2018 года. Фото: Максим Змеев / AFP / Scanpix / LETA
Россияне подали коллективный иск к Роскомнадзору и Минцифры против запрета звонков в мессенджерах WhatsApp и Telegram. Инициатор иска — политик из Калуги Константин Ларионов, в прошлом — глава регионального штаба Бориса Надеждина. Ранее его дважды избивали за политическую активность. Константин заявил, что верит в возможность законного отстаивания своих прав при различных запретах властей.
Таганский районный суд Москвы зарегистрировал иск к Роскомнадзору и Минцифры от 42 россиян, которые требуют отменить запрет на использование голосовых звонков в WhatsApp и Telegram.Они настаивают, что запрет голосовых звонков является нарушением конституционных прав жителей России, а также международных норм.
Один из инициаторов иска — 29-летний политик из Калуги, глава штаба кандидатов Константин Ларионов. Также в числе истцов — экс-глава штаба Бориса Надеждина Дмитрий Кисиев.
— Мы считаем, что мы абсолютно в своем праве. Любой россиянин — неважно, находится он здесь, в России, или за границей, — может воспользоваться своим правом на судебное разбирательство и выяснить, есть ли какие-то законные основания для блокировок звонков.
И мы, конечно, имеем полное право выбирать те способы получения информации, которые мы считаем правильными, и не Роскомнадзору нас ограничивать. То есть здесь они нарушают наши права как пользователей, — поясняет Ларионов изданию «Ветер».
По его словам, решение о блокировках звонков является политическим:
— Потому что продвигается мессенджер MAX. И, как мне кажется, у властей есть желание продвигать именно свой мессенджер, и блокировка звонков может в этом смысле являться таким политическим решением. Хотя подается это как борьба с мошенниками.
В августе 2025 года российские власти заблокировали голосовые звонки в мессенджерах WhatsApp и Telegram. Они объясняли это борьбой с мошенничеством. Однако, как отмечают истцы в своем иске, эта версия не выдерживает критики.
«Представленная ответчиком информация о системе “Антифрод” позволяет заключить, что “Антифрод” — абсолютное средство, способное прекратить мошенничество с помощью мобильной связи. Однако это опровергается позицией Минцифры, указывающей на эффективность данной системы в 90%. Это означает, что в истинные сведения ответчиком вносятся искажения для необоснованного усиления позиции. Это существенно меняет фактическую картину. (...) Как и прежде, у мошенников есть технология подмены номеров, которая в условиях работы “Антифрод” на 10 подменных звонков пропускает 1, что в целом достаточно, поскольку мошенники не ограничены в попытках подмены номера с использованием аппаратно-программных средств. Ссылка ответчика на использование WhatsApp и Telegram террористами для планирования и совершения террористических актов не выдерживает критики, поскольку террористам не нужен сервис с множеством пользователей, — они могут использовать абсолютно любой мессенджер, а сообщения могут быть закодированы, в том числе голосовые. С очевидностью, террористы будут использовать популярные средства связи, из-за того что качество их работы высоко. Но если не будет этих средств, то террористам ничего не помешает использовать другие, менее удобные и менее доступные», — отмечается в иске.
Участники митинга держат баннер «Руки прочь от Интернета», Москва, 13 мая 2018 года. Фото: Татьяна Макеева / Reuters / Scanpix / LETA
— Получается, в рамках борьбы с мошенниками нужно запретить вообще всё — любую связь. А ведь мошенники и в квартиры приходят. Нужно закрыть двери, что ли, всем? Бред какой-то. Поэтому наша задача — сказать: соблюдайте ваши законы. Мы требуем свободу выбора средств без информации, — подчеркивает Ларионов.
Как считают истцы, запрет на использование мессенджеров нарушает конституционные права россиян, в том числе право на свободу получения и распространения информации, свободу мысли и слова. А также — Всеобщую декларацию прав человека и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Запрещая голосовые звонки, власти России нарушают и свои собственные законы, в частности закон «Об информации», гарантирующий свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
«Из представленной позиции ответчика следует, что Роскомнадзор представляет себя наделенным правом решать за всех граждан РФ вопрос об их личных рисках. Таких полномочий у ответчика нет.
Наличие возможности блокировать ресурс связи не означает безусловного права на это. Ни один орган власти России не уполномочен вмешиваться в конституционные права граждан на основании своих усмотрений, внутренних решений, соображений о целесообразности», — отмечается в иске.
Как говорит Ларионов, авторов иска уже поддержали в соцсетях.
— Поддержка действительно огромная. Я считаю, что люди очень устали от того, что им постоянно что-то ограничивают. Достаточно вспомнить, каким был интернет буквально несколько лет назад. Да, конечно, были какие-то вопросы, претензии и блокировки к ресурсам от государственных органов, но можно было спокойно зайти на тот же YouTube, открыть любое видео. Сейчас это 500 программ, чтобы что-то открыть, тебе нужно открыть что-то другое, а это другое, может быть, не работает. А где-то в некоторых регионах просто нет мобильного интернета вообще. И я вижу большой запрос на как минимум сохранение той свободы доступа к информации, которая была буквально пять-десять лет назад, может быть, 15 лет назад, — отмечает политик.
По его словам, к иску может присоединиться любой желающий. Первое судебное заседание по этому делу пройдет 29 декабря.
Об иске в своем телеграм-канале написал политик Борис Надеждин, но пока неизвестно, является ли он одним из истцов.
Митинг против блокировки Roblox в Томске, 14 декабря 2025 года. Фото: Антон Исаков / Reuters / Scanpix / LETA
Сегодня во многих регионах России нет мобильного интернета. Власти уже объявили о «поэтапной» блокировке WhatsApp. 4 декабря Роскомнадзор подтвердил блокировку мессенджера Snapchat, а вслед за этим запретил и FaceTime. Также заблокирована игровая платформа Roblox из-за пропаганды «экстремистских материалов и ЛГБТ».
Россияне пытаются отстаивать свои права в судах и на акциях протеста.
В Волгограде Максим Конобеевский и его отец подали иск к ПАО «Вымпелком» из-за ограничений мобильного интернета. Этот иск оставлен без рассмотрения, сообщил политик Борис Надеждин. Еще один волгоградский политик Иван Иванов судился с прокуратурой, Роспотребнадзором и Роскомнадзором из-за их отказа проводить проверки фактов ограничений связи в Волгограде. По словам юриста, в суде ответчики заявили, что они не могут подтвердить, что в Волгограде третий месяц имеются значительные ограничения мобильного интернета, а иногда и звонков.
После блокировки Roblox в Томске прошел митинг в поддержку платформы. Перед проведением акции два человека были задержаны, им вменили «демонстрацию экстремистской символики».
Ларионов заявил, что верит в правовое решение проблемы с интернетом и законное отстаивание своих прав.
— Еще есть вещи, которые мы можем сделать, чтобы защитить наши права и сделать жизнь в России немножко лучше. И одна из таких возможностей — это иск к Роскомнадзору и Минцифры.
Я считаю, что мы находимся полностью в своем праве. Ни разу не было такого, чтобы за подачу иска или за участие в судебном процессе с кем-то что-то происходило,
— заявил Ларионов.
Ларионов в прошлом дважды подвергался избиениям за свою активистскую деятельность. После начала войны в Украине весной 2022 года он вышел на одиночный пикет с плакатом «Нет войне». После этого его личные данные появились в одном из калужских телеграм-каналов. И в апреле на Ларионова напали в его подъезде двое неизвестных и сильно избили. Он связал нападение со своей публичной политической деятельностью и антивоенными высказываниями. За антивоенное видео, размещенное в соцсетях, его оштрафовали на 50 тысяч рублей. А в марте 2024 года, когда он возглавлял штаб Бориса Надеждина в Калуге на президентских выборах, на него также напали неизвестные, повалили его на землю и избили. Никого из нападавших не нашли.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}