Сюжеты · Общество

Домовые чаты переезжают в Max

Госдума обязала управляющие компании общаться с жильцами через госмессенджер. Что это значит для россиян?

Наталья Глухова, специально для «Новой газеты Европа»

Фото: Максим Шипенков / EPA


16 декабря Госдума приняла законопроект, обязывающий управляющие компании перевести общение с жильцами в единый сервис, что означает перенос домовых чатов в мессенджер Max. Это первый случай, когда его использование становится обязательным по закону. Новые нормы коснутся всех регионов, кроме Москвы.

Как это отразится на россиянах и чем такую инициативу оправдывают власти — в материале «Новой-Европа».

Согласно новому закону, управляющие компании и другие службы, работающие с многоквартирными домами, обязаны общаться с жильцами через «многофункциональный сервис обмена информацией». 

Изменения вносят в Жилищный кодекс РФ и Закон «О статусе столицы РФ». Как именно будет устроено такое общение, определит Минстрой. Положение вступит в силу сразу же, с момента опубликования закона.

Изменения внесли в старый законопроект, который вообще никак не относится к мессенджеру Max: изначально он только утверждал права председателя многоквартирных домов. Поправки о домовых чатах появились ко второму чтению, отметила журналистка Фарида Рустамова. Известно об этом стало только за день до принятия документа, 15 декабря. 

Рустамова отметила, что это «традиционная для депутатов схема», когда нужно принять «что-то срочное или непопулярное».

При чем тут Max?

«Многофункциональный сервис обмена информацией», созданный по Федеральному закону 24 июня, — это и есть «национальный мессенджер», который власти развивают на платформе Max от интернет-холдинга VK. 

Таким образом, Госдума обязала перевести домовые чаты управляющих компаний именно в Max. Однако в законе это не прописано явно — указано только, что взаимодействие должно осуществляться через создаваемый сервис.

Фото: Юрий Кочетков / EPA

Это коснется всех регионов?

Нет, в законе прописано исключение для Москвы. Организации, работающие в столице, могут, но не обязаны переводить домовые чаты в Мах, следует из дополнительных поправок в закон «О статусе столицы». 

Также им допускается использовать региональные информационные системы. В Москве уже применяют для общения между УК и жильцами государственную платформу «Электронный дом» на базе mos.ru.

Загонят ли людей в домовые чаты в Max?

Нет. Закон не обязывает жителей устанавливать какой-либо мессенджер — по крайней мере, пока. Он обязывает организации (УК, ТСЖ, ресурсоснабжающие компании) обеспечить взаимодействие через единый сервис. 

Кроме того, как отметили в «ОВД-Инфо», новый закон не отменяет других способов информирования, прописанных в Жилищном кодексе. Так, согласно закону, управляющая компания обязана размещать сведения для собственников в первую очередь на портале Государственной-информационной системы ЖКХ, а также на официальном сайте и стендах. Также должно быть доступно информирование через почту и по запросу.

А насколько перевод всех в Max вообще законен?

Этот законопроект — первый случай, когда российские власти на законодательном уровне обязывают использовать Max в каких-либо целях. 

Однако, согласно документу, пользоваться Max обязаны только управляющие компании, подрядчики и операторы. Для жильцов — собственников и арендаторов — такого требования нет, отмечает в разговоре с «Новой-Европа» Валерия Ветошкина, адвокат, сотрудничающий с «ОВД-Инфо».

— Для жителей принуждения быть не может. У собственников и арендаторов нет обязанности регистрироваться в Max или вести переписку через него. Домовые чаты для жителей остаются добровольными, а мессенджеры — не юридически значимым каналом связи, — подчеркивает адвокат.

Право выбирать, как связываться с УК, остается, обращает внимание Ветошкина. Например – через портал ГИС ЖКХ, письменные заявления, электронную почту или даже другие мессенджеры или чаты (если они есть). 

— Но любые попытки отказать жителю в коммуникации или услуге под предлогом «пишите только в Max» будут незаконными, — подытожила собеседница «Новой-Европа».

Чем новый закон оправдывают власти?

Новая система призвана устранить «главную проблему», из-за которой сейчас «сложно удаленно проводить общие собрания собственников», — это «идентификация участников», заявил «РИА Новости» первый зампред думского комитета по ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам, применение иностранных мессенджеров создает угрозу «завладения данными», в том числе персональными.

«Изменения позволят повысить уровень коммуникации между жителями МКД и управляющими организациями. Администраторы чатов должны будут ответственно, а не для галочки подойти к своей работе: оперативно и качественно реагировать на запросы жителей», — утверждает Кошелев.

А чем опасен Max?

Как не раз писала «Новая-Европа», к безопасности приложения есть множество вопросов. Так, Max запрашивает доступ практически ко всем функциям и данным устройства: геолокации, контактам, файлам, камере, микрофону, Bluetooth, уведомлениям, биометрии. Несмотря на то, что аналогичные данные собирают все крупные приложения, в случае Max они поступают напрямую российскому государству. 

Кроме того, как предупреждали эксперты по кибербезопасности, со временем использование «национального мессенджера» может повлечь за собой дополнительные риски: утечки данных, злоупотребления со стороны чиновников и даже слежку.

А какие-то еще чаты переводят в госмессенджер?

Да, однако не на законодательном уровне. Как писала «Новая-Европа», с начала 2025/2026 учебного года во многих российских школах учеников и родителей заставляют общаться с учителями только в мессенджере Max. А отказ перейти туда оборачивается проблемами для семей школьников и для учителей. Принуждают общаться в Max и российских студентов колледжей и университетов. За отказ — грозят отчислением.

Однако это незаконно: даже министр просвещения Сергей Кравцов отмечал, что использование Max в образовательном процессе — рекомендация, а не требование.

Кроме того, как выяснила «Верстка», регистрироваться в «национальном мессенджере» вынуждают родственников пропавших на войне с Украиной российских военных — для опознания тел и обновления статуса результатов ДНК-экспертиз.