Сюжеты · Общество

Антиукраинский церковный фронт

Новые фигуранты в деле послушников митрополита Тихона и новые аресты за критику войны

Лера Фурман, специально для «Новой газеты Европа»

Иллюстрация: «Новая газета Европа»

Нашумевшее в начале этого года дело послушников приближенного к Путину митрополита Тихона (Шевкунова), якобы готовивших покушение на своего владыку, обрастает новыми деталями. Летом подозреваемые Денис Попович и Никита Иванкович заявили на суде о применении к ним пыток сотрудниками ФСБ в СИЗО Лефортово и отказались от признания вины. 12 ноября ЦОС ФСБ предъявил новых задержанных в рамках этого дела, о чем НТВ оперативно сделал репортаж в традиционном стиле «Криминальной России». На будущей неделе, 9декабря, в Москве состоится очередное заседание суда по продлению меры пресечения Поповичу и Иванковичу.

В конце ноября обыски в храме и задержание священнослужителя по подозрению в симпатиях к Украине (и нелюбви к советским символам) прошли в кубанском городке Славянск-на-Кубани, где находится духовный центр «альтернативной» по отношению к РПЦ Российской православной церкви (РосПЦ). Помощник архиепископа этой церкви иеромонах Иона (Сигида) был насильственно обрит и помещен под домашний арест. По сообщению СК, против него возбуждено дело по части 4 статьи 354.1 УК РФ (реабилитация нацизма). Отец Иона вместе со своим наставником — 88-летним архиепископом Виктором (Пивоваровым) — уже был задержан и привлекался к ответственности два года назад.

В новых поворотах этих дел разбирается «Новая-Европа».

Новое вино в дырявые мехи

— Недавно ему впервые разрешили сходить в тюремный храм, на литургию он не попал (если ее там вообще служат), но смог исповедаться и причаститься, — рассказал «Новой-Европа» друг арестованного послушника митрополита Тихона Никиты Иванковича, представившийся Романом. 

Это очень важное событие в тюремной жизни Никиты, который содержится в лефортовской камере с апреля этого года (ранее, с момента задержания в феврале, он со своим «подельником» Денисом Поповичем, гражданином Украины с российским ВНЖ, находился в СИЗО № 3 «Пресня»). До своего ареста Никита Иванкович несколько лет служил иподиаконом Тихона, а затем устроился алтарником и преподавателем воскресной школы в храм Воскресения в Сокольниках. Недавно у него появился новый сокамерник — верующий человек, что также морально поддержало Никиту. В телеграме воскрес его канал «Церковь уходящая», который «на условиях анонимности» ведет один из его друзей.

При всей безнадежности по «делам террористической направленности» (а Поповичу и Иванковичу вменяют ст. 205.1 УК РФ — «содействие террористической деятельности»), по сведениям адвокатов, в суде удалось добиться символического прогресса. Из постановления об аресте изъяли фразу об «обоснованности подозрения в причастности к преступлениям», а также признали отсутствие отпечатков пальцев подозреваемых на взрывчатке, изъятой в Терлецком парке Москвы. Однако это не привело к изменению меры пресечения. 

На очередных судебных заседаниях, в том числе на апелляции в Мосгорсуде, Попович и Иванкович отказались от своих показаний, данных следователям, и рассказали о применении пыток электротоком и избиениях.

Адвокаты Виктор Ларин и Мария Эйсмонт также заявили о фальсификации доказательств по делу, о чем ранее писала «Новая газета Европа». 

Еще в сентябре 2022 года телеграм-канал «Епископ Люцифер», предположительно связанный с заместителем патриарха во Всемирном русском народном соборе Александром Щипковым, сигнализировал органам о наличии «украинского лобби» в окружении Тихона в лице гражданина Украины и его друга. Еще до ареста Иванковича, в конце января нынешнего года, тот же канал опубликовал сообщение о готовящемся обвинении церковнослужителей в теракте, но вскоре удалил его. 

Никита Иванкович (слева) и Денис Попович. Фото: «Дело Поповича-Иванковича» / Telegram

В импровизированном тайнике, из которого послушники якобы должны были извлечь взрывчатку, хранились также внутренние паспорта граждан Украины старого образца, история которых без труда прослеживается по открытым источникам. Они принадлежали бывшему курсанту севастопольской Академии ВМС Украины, перешедшему на сторону РФ, и военнослужащему ВСУ, потерявшему документы на поле боя в Луганской области, а фото Поповича и Иванковича туда вклеили российские спецслужбы. Несмотря на то что дело рассыпается, закрыть его невозможно: в начале марта Путин уже вынес вердикт по нему.

Чтобы вдохнуть в дело новую жизнь, ЦОС ФСБ презентовал 12 ноября новых «фигурантов» — коллег и знакомых Поповича и Иванковича по Сретенской семинарии в Москве, где они учились, и по Псково-Печерскому монастырю, где они служили после перевода Тихона из Москвы в Псков (Тихон был Псковским митрополитом с 2018 по 2023 годы). Сначала оригинальный ролик ЦОС разместил ТАСС, а затем НТВ снял по этому материалу устрашающий сюжет: «маски-шоу», взломанные двери, задержанные, сначала лежащие лицом в пол, а потом дающие «признательные показания», украинские флаги, литература и гей-порно. Задержанные (их имена не приводятся, но утверждается, что это порядка десяти человек в Москве, Пскове и Крыму) названы «завербованными украинскими спецслужбами». По сведениям «Новой газеты Европа», все задержанные по этому делу в начале ноября после обысков и допросов отпущены на свободу и имеют статус свидетелей. 

Телеграм-канал «Дело Поповича-Иванковича», который ведут друзья арестованных церковнослужителей, обнародовал несколько имен задержанных. В частности, на видео ФСБ можно опознать старшего преподавателя кафедры церковно-практических и общих гуманитарных дисциплин Московской Сретенской духовной академии (бывшей семинарии), созданной Тихоном (Шевкуновым), — Георгия Битбунова. Во время допроса в кабинете следователя он говорит об интересе к «неонацистским группировкам Украины» и о том, что Попович и Иванкович разделяли «радикальные идеи». Другого фигуранта оперативной съемки канал «Дело Поповича — Иванковича» опознал как сотрудника иконописной мастерской Псково-Печерского монастыря Иоиля Белобржецкого, однако, по данным источников «Новой-Европа», на самом деле был задержан его брат, проживающий в Пскове. 

Он рассказывает о «проукраинских постах», которые послушники Тихона размещали в закрытых чатах, и о том, что Денис Попович уже после начала «СВО» встречался на территории Турции со своим родным братом, который проживает в Украине.

Наконец, достойный геополитиков от ФСБ финальный аккорд: «Основной целью готовящегося теракта <в отношении Тихона> был срыв переговоров между Россией и США по вопросу урегулирования конфликта на Украине». «Представьте, — иронизируют по этому поводу друзья послушников, — вы — СБУ и хотите сорвать мирные переговоры между США и Россией, вы решаете для этого убить митрополита Тихона (Шевкунова), человека, близкого к Путину, в центре Москвы. Для этого вы находите человека, к которому уже привлек внимание телеграм-канал “Епископ Люцифер” как к противнику войны и человеку с проукраинской позицией. Человеку с украинским гражданством и паспортом. В такой стратегии СБУ отсутствует всякая логика. Если им просто нужно было ликвидировать какого-то провоенного епископа, зачем было выбирать сверхохраняемого Тихона, если в Москве есть гораздо более ярый и гораздо менее охраняемый епископ Савва (Тутунов), к примеру? Если им нужны были исполнители, которые сделали бы это, не привлекая к себе внимания, то зачем нужны были уже публично дискредитированные и находящиеся под наблюдением исполнители?»

Митрополит Тихон (в центре), Денис Попович и Никита Иванкович (на переднем плане). Фото: Московская Сретенская духовная академия

Хранящий молчание Тихон

За десять месяцев, прошедших с момента задержания своих близких послушников, к которым раньше он не раз проявлял отеческую симпатию, митрополит Тихон так и не прокомментировал дело Поповича и Иванковича. Уже один этот факт разрушает его репутацию «доброго пастыря», насаждающего в своих епархиях истинное христианское братство и «не бросающего своих». Репутацию, которую Тихон десятилетиями тщательно выстраивал в своих интервью и фильмах. По утверждению влиятельного телеграм-канала «Незыгарь», в текущем году Тихон «резко сократил свою активность» и якобы «не участвует в официальных мероприятиях РПЦ»; «контактов Тихона с Путиным нет».

Мягко говоря, это преувеличение. Пожалуй, интенсивность контактов действительно снизилась: Тихон больше не причащает Путина и не титулуется «духовником президента». Но, как и в прошлые годы, на день народного единства 4 ноября именно Тихон показывал главе РФ экспозицию «Православная Русь», организованную в рамках шевкуновского мегапроекта «Россия — моя история». В этот проект крупнейшие российские корпорации уже вложили миллиарды. По данным «Агентства», в будущем году расходы одного лишь госбюджета на содержание шевкуновских «исторических парков» возрастут в полтора раза — до 1,2 млрд рублей.

Обладающий внушительной коллекцией госнаград и почетных званий Тихон продолжал получать их и в этом году. Месяц назад за свою довольно спорную диссертацию о «скрытых» причинах революции 1917 года Шевкунов получил премию имени Евгения Тарле I степени. В этой же «галерее успеха» Тихона — новый реабилитационный центр для участников «СВО» на территории Псково-Печерского монастыря. Подобно паркам «Россия — моя история», сеть таких центров митрополит планирует распространить на всю Россию. Одним словом, признаков опалы Шевкунова не наблюдается.

Никита Иванкович с подложным паспортом Украины. Фото: ЦОС ФСБ РФ / ТАСС

Более популярной в околопатриархийной среде версией стало «неловкое начало» выдвижения Тихона на патриарший престол. Эксперты давно отмечали, что, с точки зрения Кремля, Тихон выглядит наиболее комплиментарным духу и стилю путинской эпохи иерархом. Сложный характер, экуменическое прошлое и склонность к бизнес-авантюрам, смешанные с духовно-аскетической небезупречностью нынешнего главы РПЦ мешают Кириллу стать работающим символом «симфонии властей». Даже его отчаянная поддержка «СВО» носит какой-то истерический, вымученный характер. Тихон смотрится органичнее: спокойный, но креативный, эстет, консерватор и поборник традиционных ценностей, идеолог «возрождения империи». 

Вероятно, Тихон «делегировал» продвижение своей «патриаршей кампании» компетентным службам, но их методы шокировали даже его, и принимать подачу, представляя себя «жертвой предотвращенного теракта», он не стал. Такая версия отчасти реабилитирует Тихона в глазах его паствы, хотя и не до конца. О каких-либо практических усилиях в деле Поповича — Иванковича с его стороны ничего не известно, в отличие от попытки, к примеру, задействовать свои лоббистские возможности для освобождения Тимура Иванова.

Славянск, Верхотурье, далее везде?

Военные действия РФ в Украине стали фоном для другого громкого задержания, о котором сообщала «Новая газета Европа». 27 ноября, рано утром, в Покровско-Тихоновском храме независимой от Московской патриархии РосПЦ в Славянске-на-Кубани (Краснодарский край) прошли «маски-шоу», обыск и задержание иеромонаха Ионы (Сигиды) — помощника 88-летнего архиепископа РосПЦ Виктора (Пивоварова), который практически прикован к постели. В «оперативных мероприятиях» участвовали сотрудники СК, ФСБ и Росгвардии. Помимо задержания о. Ионы из храма были изъяты пожертвования прихожан и документы, в том числе загранпаспорта священнослужителей. 

Как и пару лет назад, во время «штурма храма» в октябре 2023-го, силовики вскрыли алтарь, разбросали священные сосуды и святыни, которые там хранились, что, по идее, можно было бы квалифицировать как оскорбление чувств верующих. Но ведь это «раскольники» - какие у них могут быть чувства?

Иеромонах Ион (Илья Сигида). Фото: сайт архиепископа Виктора (Пивоварова)

Очевидно, о. Иона страдает не только за себя, но и за архиепископа Виктора, который уже был осужден Славянским судом по уголовному делу о «повторной дискредитации армии» в апреле прошлого года и приговорен к штрафу в 150 тысяч рублей. Его антивоенную проповедь с обличениями армии агрессора записала «случайно» зашедшая в храм женщина, которая не была прихожанкой. Полностью разделяя взгляды архиепископа, о. Иона опубликовал на сайте Виктора статью «Культ войны», которая сейчас недоступна, как и весь сайт. 

О. Иона ухаживал за немощным архиепископом и совершал богослужения в храме, где нет других священнослужителей. Ночь он провел в камере СК, а 28 ноября состоялся суд, который избрал иеромонаху меру пресечения в виде содержания под стражей и запрета определенных действий (например, пользования интернетом и контактов с прессой). В зал суда 34-летнего о. Иону доставили в разорванной рясе и полностью обритым. По словам прихожан, сотрудники силового ведомства применяли к нему электрошокер. Очевидно,

местные силовики исполнили свою угрозу двухлетней давности, когда иеромонаха уже задерживали и судили по административной статье.

Что стоит за столь специфическим унижением? Может, вульгарно понятое представление о «неканоничности» РосПЦ, клириков которой РПЦ называет «самозванцами»?

СК обвиняет иеромонаха по двум эпизодам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 354.1 УК РФ, — «публичные действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства, включая пропаганду нацизма, совершенные группой лиц или с использованием интернета». Максимальное наказание по этой статье — пять лет лишения свободы. Как рассказал о. Иона своим прихожанам, в СК ему дали подписать массу документов, копии которых не выдали, а на ногу надели браслет. Позже СК пояснил, что иеромонах критиковал День Победы и с помощью интернета «осквернял» символы воинской славы России (они в основном совпадают с советской символикой). 

Архиепископ Виктор. Фото: «Новая газета Европа»

«Дьявол уже окончательно начал формировать новую религию и новый культ войны, который будет составной частью новой антихристианской идеологии, — говорилось в статье. — Культ войны — это неотъемлемая часть всех тоталитарных античеловеческих режимов». Архиепископ Виктор, который в 2023-м также подвергался задержанию, а потом терпеливо ходил на суды, преодолевая свою немощь, пытался выражать христианские чувства к своим гонителям: «Следователи, полицейские — они явно в душе солидарны со мной, все видят, что действительно мы ведем войну захватническую, колониальную».

СПРАВКА «НОВОЙ-ЕВРОПА»:

Архиепископ Виктор (Пивоваров) родился 8 февраля 1937 года в Сибири, учился в Московских духовных семинарии и академии, но впоследствии покинул РПЦ. Рукоположен в сан священника в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), а в 2006 году стал епископом одной из ее «ветвей» - РосПЦ. с 2009 года - архиепископ, предстоятель РосПЦ(В). В марте 2023 года Славянский городской суд оштрафовал архиепископа Виктора на 40 тысяч рублей по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, часть 1 («Публичные действия, направленные на дискредитацию ВС РФ») за антивоенную проповедь, после чего иерарх подвергся уголовному преследованию и был оштрафован на 150 тысяч рублей. Несмотря на это, он продолжает выступать против «СВО». В 2024 году администрация Славянска-на-Кубани пыталась выселить архиепископа из здания храма, назвав его «местом совершения преступлений».

Патриарх Кирилл, Владимир Путин и митрополит Тихон на выставке «Православная Русь – к Дню народного единства», 4 ноября 2025 года. Фото: Kremlin

17 октября на другом конце страны — в уральском Верхотурье — суд арестовал 54-летнего клирика другой «альтернативной» православной церкви (РПЦЗ) — иеромонаха Никандра (Пинчука). Ему вменяют ч. 2 ст. 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Максимально возможное наказание — семь лет лишения свободы. Прихожане о. Никандра предполагают, что поводом стало слово «Красавчик», которое о. Никандр употребил в комментариях телеграм-канала, разместившего сообщение о Денисе Капустине (Никитине) — основателе «Русского добровольческого корпуса» (РДК), воюющего в составе ВСУ и признанного властями РФ террористической организацией. 

Иеромонах Никандр (Пинчук). Фото: личная страница иеромонаха в VK

А в Ростовской области судят еще одного антивоенного христианина — Богдана Якименко (псевдоним — Максим Верцинский), в прошлом активного участника антифашистского сообщества Antifa United во «ВКонтакте». «Христианин живет вне государства, вне власти», — объяснял свою позицию Якименко. В основе обвинительного заключения против Якименко и его единомышленников лежит «экспертиза» основателя «науки деструктологии», бывшего сотрудника Московской патриархии Романа Силантьева, который признал Antifa United «украинской».

В прошлом году «Новая-Европа» называла число репрессированных за антивоенную позицию российских священнослужителей — 59. Очевидно, за прошедшее время их количество возросло, а к классическому набору обвинений добавился новый мотив — «украинские корни» или «сочувствие к Украине».