В субботу 18 января 2025 года я проснулся в приподнятом настроении: после победы Дональда Трампа, решительно заявившего о своем намерении превратить Соединенные Штаты в мировой центр криптоэкономики, мои единомышленники, связанные с децентрализованными финансовыми системами, жили в предвкушении заветной даты — 20 января.
Символизм инаугурации Трампа для криптосообщества связан не столько с прекращением политических гонений и назначением на ключевые должности в правительстве людей, решительно настроенных на ликвидацию инквизиционной политики демократов по отношению к криптоэкономике, сколько с торжественным обещанием нового президента в первый же день освободить Росса Ульбрехта — человека-легенду, создавшего в 2011 году SilkRoad, анонимную онлайн-площадку, принимающую оплату в биткоине.
Проснулся, значит, я в приподнятом настроении, развернул на экране инвестиционную статистику и... ахнул: за ночь 40% стоимости спекулятивных активов будто корова слизала!
Криптомир славится адской волатильностью, доводилось видеть и не такое, но чтобы накануне столь позитивного для DeFi (децентрализованных финансов) события получить такой чувствительный удар под дых — как-то даже не припоминается.
Первая мысль: наверное, что-то саморучно напортачил с подбором активов, переусердствовал с токенами AI-agents — децентрализованных агентов искусственного интеллекта, которые последние месяцы стали средоточием спекулятивного ажиотажа в криптомире.
Справился у коллег: у всех то же самое. Обвал произошел повсеместно на рынке «мемкоинов» — тех самых глубоко презираемых рациональными инвесторами «бессмысленных» активов, которые, худо-бедно, сегодня контролируют $125 млрд.
Если массовый исход капиталов в подобном масштабе случился бы на всем крипторынке, то можно было бы предположить начало атомной войны. Однако «голубые фишки» (токены Биткоина, Этереума, Соланы и проч.) никуда не обвалились, а, напротив, даже немного подросли.
Деньги вышли почти исключительно из «мемкоинов» — сферы спекулятивного рынка, притягивающей «азартных парамош», готовых на безбашенный риск ради потенциальной прибыли в тысячи процентов.
Что же такое экстраординарное произошло, избирательно поразившее единственный специфический сегмент крипторынка?
Смотрю на аналитический раздел Trending тематического инфоресурса, в котором отражаются криптоактивы, которые пользуются самым высоким спросом в моменте. Смотрю и несколько раз протираю глаза от неожиданности: ВЕСЬ ТОП занимают один-единственный мемкоин и несколько его фальшивых клонов!