— В Сербии, где вы сейчас живете, после югославских войн остается острым вопрос коллективной вины и ответственности. Некоторые (например, Майкл Наки), формулируют так: вина лежит на конкретных людях, начиная с Владимира Путина и его окружения, а вот ответственность за происходящее — на всех гражданах России. На ваш взгляд как историка, верно ли такое разделение вины и ответственности?
— Не знаю, насколько вашим читателям понравится мой ответ, но взгляд историка на этот вопрос отличается от взгляда журналиста и публициста. Вина — это юридическая категория, то есть вменить вину какому-то сообществу невозможно. Существует много разных юридических прецедентов, когда обсуждалась вина конкретных народов, например, такой кейс был по факту войн после распада Югославии, когда боснийцы пытались привлечь сербов и сербское государство в Гаагу по обвинению в геноциде. Но Гаагский суд счел, что осуждать нацию или государство невозможно. И поскольку вина — это правовая категория, она может быть только индивидуальной, причем в каждом конкретном случае она должна быть доказана. А вот ответственность и любые разговоры о ней для меня звучат как такая, наоборот, философская абстрактная категория. Чем больше подобных рассуждений об ответственности я слышу в нашем русскоязычном поле, тем меньше я вообще понимаю, какой толк в этом разговоре. Иногда под ответственностью понимают какие-то исторические последствия. Эти последствия, несомненно, будут, но какие — никто не знает. Еще мне кажется, что очень часто под ответственностью понимают такую мягкую степень вины.