Выборы по-европейски
Если на выборах победит оппозиция, Грузия впервые получит парламент, максимально похожий на европейский, с правящей коалицией из разных партий. Конечно, коалиции покоряли грузинский парламент и раньше: например, именно так в 2012 году пришел к власти Бидзина Иванишвили, собравший вокруг себя вполне прозападных политиков, недовольных президентом Саакашвили. Но тогда всем и с самого начала было ясно, кто в этой коалиции главный, а кто — для антуража.
Теперь всё иначе: партии, пообещавшие объединиться после выборов, до десятых процента знают цену и себе, и своему коалиционному единству. И готовы пользоваться моментом: если в последние четыре года у всей оппозиции, за исключением партии Саакашвили, не прощупывался пульс, то теперь рядом с его «Национальным движением» оказались вполне дееспособные соратники. Среди них и отколовшаяся часть партии самого Саакашвили, и бывший премьер-министр из правительства Иванишвили, и те, кто поссорился с правительством из-за «проекта века» — строительства глубоководного порта Анаклия.
Все четыре оппозиционных объединения подписали предложенную президентом Саломе Зурабишвили «Грузинскую хартию»: это план действий после выборов, включающий срочное проведение реформ и возвращение Грузии на путь евроинтеграции. Это означает, что новый парламент, в случае победы оппозиции, сразу отменит «закон об иноагентах».
В сумме рейтинг оппозиционных партий, имеющих шанс пройти в парламент, превышает 50%. И хотя это пока только данные социологических опросов, пусть и авторитетных международных компаний, есть еще одно обнадеживающее обстоятельство: