В марте 2023 года немецкий журналист Томас Рёпер вернулся из «зоны СВО» в Петербург, где живет уже больше 15 лет. Сам Томас уже и не помнит, какая по счету это была поездка на фронт: «То ли восьмая, то ли девятая». Про их цель он так говорит в интервью «Российской газете»: «Хочу показать [немцам], где западные СМИ говорят неправду или частично неправду».
Чтобы рассказать «российскую точку зрения, о которой на Западе мало кто и знает», Рёпер еще в 2018 году завел свое медиа под говорящим названием Anti-Spiegel. В центре его «медиакритической работы», как пишет сам блогер: «Имидж России в Германии и критика репортажей западных СМИ». В месяц его сайт посещают 2 млн пользователей из Германии, Швейцарии и Австрии — больше, чем сайты некоторых региональных и городских немецких медиа (например, Westdeutsche Zeitung из Северного Рейна-Вестфалии или Pforzheimer Zeitung из города Пфорцхайм недалеко от Штутгарта).
На Anti-Spiegel в Telegram подписано почти 120 тысяч человек. И хотя канал существует с 2019 года, до начала полномасштабной войны размер его аудитории колебался на уровне 10–12 тысяч. Только за первый месяц вторжения канал вырос в два раза, а к 2024 году число подписчиков перевалило за 100 тысяч.
На пике популярности Томасом Рёпером заинтересовался главный рупор кремлевской пропаганды в Германии — немецкая служба «Russia Today», где с июля 2023 года он ведет еженедельную программу «Анти-Шпигель-ТВ». Там журналист рассказывает о «честных» выборах президента в Запорожской области и обвиняет Байдена в «финансировании терактов деньгами из Украины».
В своей симпатии к Путину Томас Рёпер не одинок — его постоянно цитируют другие немецкие блогеры. В одной из разлетевшихся статей под заголовком «След ведет в Киев» он называет «попытку возложить ответственность за вчерашний теракт [22 марта в «Крокус Сити Холле»] на ИГИЛ» отвлечением внимания от настоящих террористов — Украины и США.
Помимо новостных немецких каналов, эту статью репостнула коллега Томаса Рёпера — блогерка Алина Липп. Она тоже переехала в Россию — на родине ей грозит до трех лет тюрьмы за «одобрение преступных действий» российской армии в Украине. Сейчас журналистка публикует репортажи с Донбасса и даже сняла два документальных фильма: «В поисках истины» и «Донбасс: Начало конфликта». У Липп читателей в Telegram даже больше, чем у самого Рёпера: 186,5 тысяч пользователей. Почти 80% из них подписались на журналистку весной 2022 года.
Даже после введения цензуры на кремлевскую пропаганду она продолжает существовать и расширяться — к площадкам RT и «Спутника», которые продолжают вещание в Европе несмотря на блокировки, добавились тысячи телеграм-каналов на разных языках.
В первые месяцы полномасштабной войны Telegram вошел в топ-5 самых загружаемых приложений в мире, а к 2024 году занял восьмое место среди всех соцсетей по числу пользователей. 27% из них — жители европейских стран. И одна из причин популярности площадки — рост интереса к провоенному Telegram в Европе.