Рецензия · Культура

Для убийства набирайте X

«Максин XXX» с Мией Гот в роли бесстрашной порнозвезды завершает трилогию Тая Веста. Если вы фанат старого жанрового Голливуда, этот фильм точно для вас

Катя Степная, кинокритик, специально для «Новой газеты Европа»

Кадр из фильма MaXXXine. Источник: A24

В мировой прокат вышел детективный триллер Тая Веста о молодой порнозвезде в Калифорнии середины 80-х, пытающейся пробиться в мир настоящего кино в Голливуде. 32-летнюю Максин Минкс играет актриса Миа Гот, сыгравшая у режиссера во всех фильмах трилогии: после ролей в предыдущих частях «Перл» и «Икс» Мию Гот стали называть новой «королевой крика». Спасшись после кровавой резни в техасском особняке, несколько лет спустя Максин все еще работает в порно и выступает в пип-шоу, но уже ходит по голливудским кастингам, надеясь поймать удачу за хвост и стать настоящей американской звездой. Кинокритик Катя Степная восхищается тем, как Тай Вест работает с историей сразу нескольких жанров — хоррора, слэшера, эротического триллера и детектива, — рассказывая при этом старую как мир сказку об американской мечте.

«Мне скоро 33 года, а нашей индустрии женщины стареют как хлеб, а не как вино», — говорит Максин Минкс (Миа Гот) на очередном кастинге. Ее срок годности в жанре кино для взрослых вот-вот истечет, а жизненная мечта стать настоящей звездой и героиней обложек так никуда и не делась. Как девушка без связей в Голливуде, она ходит по открытым прослушиваниям — и сейчас пришла пробоваться на главную роль в сиквеле кровавого ужастика «Пуританка 2» железной леди-режиссера Элизабет (Элизабет Дебики). Подготовка съемок проходит под постоянные митинги воинствующих христиан, которые предрекают конец света и обвиняют Голливуд в сатанизме. Тем временем на улицах Лос-Анджелеса уже долгое время орудует серийный убийца Ночной Сталкер (такой маньяк существовал на самом деле), от рук которого погибают молодые девушки. И когда пару подруг Максин находят на Голливудском кладбище, а сама девушка получает анонимную видеокассету со съемок в Техасе, где погибли все ее друзья (речь о прошлой части трилогии, фильме «Икс»), она понимает, что станет следующей. Но, как и все жертвы маньяков, Максин убеждена, что сможет за себя постоять.

Триллер Тая Веста можно смотреть двумя способами.

Кадр из фильма MaXXXine. Источник: A24

Первый — как стилизацию калифорнийских 80-х с прекрасным саундтреком Frankie Goes to Hollywood и New Order, неоновыми вывесками Голливудского бульвара и кудрявыми хаерами молодежи в мерче любимых рок-групп. «Максин ХХХ» — не просто триллер с ряжеными: в нем много важного повествования об Америке 80-х, мелькающего будто мимоходом. Ничто на фоне не случайно: от алармистских речей Рейгана и телеевангелистов до сенсационных ток-шоу и ассортимента видеопрокатов, забитых посредственным кино на один вечер и на любой вкус. Вест отлично показывает десятилетие, в которое родился и вырос, вместе с оператором Элиотом Рокеттом, снимавшим, в основном, ужастики и фильмы категории «Б»: «Максин ХХХ» снята на пленку с бархатной текстурой старых видеокассет с детективами, хоррорами и эротикой. Да и Мия Гот специально слушала музыку нью-вейва, чтобы настроиться на эпоху: блондинка 80-х с завивкой, тратящая по баллону лака для волос в неделю, с неизменными голубыми тенями на веках, глиттером на щеках, в футболке порножурнала Oui и блестящей губной помадой.

Второй способ просмотра — самый верный, но специально его не создашь: нужно не меньше автора фильмов искренне любить саспенс-кино и эксплуатейшны 70-х и 80-х и хорошо помнить главных авторов — их фильм цитирует едва ли не каждую минуту. «Максин» — безусловно, большой и теплый привет всему классическому наследию Брайана де Пальмы, который был на пике формы с середины 70-х по середину 80-х. «Кэрри», «Бритва», «Лицо со шрамом», «Подставное тело», «Прокол» вспоминаются почти при каждой сцене насилия: от сверкающих лезвий до скрежещущих кожаных перчаток. Знатоки раннего творчества Абеля Феррары вспомнят его первые эксплуатейшн-фильмы «Убийца с электродрелью» и «Мисс 45-й калибр», а фанаты Пола Шредера увидят в линии отца и дочери копию фильма режиссера «Хардкор» (1979) об отце, который пытается вытащить непутевую дочь из порноподполья.

В качестве детективной интриги в «Максин ХХХ» присутствует легкое настроение «Полиции Майами» с парой копов (Бобби Каннавале и Мишель Монаган), несколько китчево-кровавых убийств, Кевин Бейкон в образе Джека Николсона из «Китайского квартала», фантастический «агент» главной героини, решающий вопросы на автосвалках в окружении доберманов, украденные и случайно найденные кассеты с записью преступлений и анонимный шантажист. И хотя развязка предугадывается с первой сцены фильма (тем более, фанатами жанра), здесь будут и схватки у гигантских белых букв HOLLYWOOD, и оргия вооруженных экзорцистов, и вырезанные на телах пентаграммы, и крупные планы с кроваво-красным, достойные культового автора итальянских хорроров Дарио Ардженто.

Кадр из фильма MaXXXine. Источник: A24

Другие важные отсылки Тая Веста — «Variety» Бетт Гордон о работнице нью-йоркского порнокинотеатра и «Разыскивающий» Уильяма Фридкина о гомосексуальном маньяке, на поиски которого по квир-клубам отправляется детектив под прикрытием (самая противоречивая роль в карьере Аль Пачино). А еще «Подглядывающий» Майка Пауэлла — первый скандально-натуралистичный фильм о маньяке, снимающем убийства на камеру, и «Глаза Лоры Марс» о фотографе с оптикой убийцы. И не стоит забывать про «Шоугелз» Пола Верховена и «Таксиста» Мартина Скорсезе: стремление к славе на грани с помешательством и постоянное столкновение с насилием делает Максин не стабильнее Трэвиса Бикла. В какой-то момент Тай Вест и вовсе замахивается на святое, приводя свою героиню в голливудский особняк лесистой тропинкой из «Малхолланд-драйва» Дэвида Линча, и здесь зрителю впору задаться вопросом: что Максин сделала на самом деле, что придумала, а что увидела в предсмертной агонии? И не был ли ее долгожданный проход по красной ковровой дорожке предсмертной психотической галлюцинацией, где ее мечта наконец-таки исполнилась? Или Максин победила в этой истории и наконец «согласилась на то, что заслужила»?

Кадр из фильма MaXXXine. Источник: A24

Но даже если кино Нового Голливуда — не ваша вотчина, режиссер придумал, чем вас порадовать: возраст Христа главной героини (вспомним ее религиозное происхождение), картина «Обнаженная Маха» Гойи в пип-шоу, упоминание легенды феминистского кино Лиззи Борден, могила Джуди Гарленд, афиша скандального фильма Жана-Люка Годара о непорочном зачатии «Да здравствует Дева Мария!», погони по голливудским съемочным павильонам, почти что ковбойская перестрелка и саспенс-сцена в домике из «Психо» рядом с неоновой вывеской Bates Motel. «Максин ХХХ» — куда более смешной, чем страшный, щекочущий и переполненный внутренними шутками вокруг Голливуда, что приближает его к «Однажды в Голливуде» Тарантино, «Вавилону» и даже «Ла-Ла-Ленду» Дэмиена Шазелла. Трилогия Тая Веста, где все фильмы бережно и остроумно пересекаются между собой, наглядно показывает — на горизонте появился еще один режиссер-синефил с собственным видением, которого слишком долго не воспринимали всерьез. Но это не беда. Ведь и Скорсезе, и Коппола, и Спилберг начинали с кровавых рук, торчащих из болота, изнасилований на сеновале и угрызений совести бандитов-католиков.