Сюжеты · Общество

Драма архимандрита Феогноста 

В «ЛНР» задержали и, возможно, подвергли пыткам клирика Московского патриархата, осуждавшего войну в Украине

Лера Фурман, специально для «Новой газеты Европа»

Архимандрит Феогност (Пушков). Фото: скриншот из видео с YouTube-канала священника

«О маме помолитесь…»

«Я в скорой между жизнью и смертью, меня хотят закрыть в полиции… Помогите все, кто может. Мать не переживет этого! Мне остается только суицид», — на сегодня это последнее сообщение в телеграм-канале клирика Северодонецкой епархии Московского патриархата, известного богослова архимандрита Феогноста (Пушкова). 

21 июня он был вызван в отдел российской полиции Марковский Старобельского района Луганской области (по версии РФ — «ЛНР»), куда отправился с очень тяжелым чувством. «Состояние очень скверное, тремор и грудной кашель. От давления выпил таблетку. Вызвали в полицию… Постараюсь сейчас успокоиться и ехать», — написал о. Феогност друзьям утром того страшного для него дня. Больше всего он переживал за старую мать-инвалида — кроме него, некому оказать ей помощь: «О маме Таисии молитесь. Она без моей помощи не ходит». Предчувствия его не обманули.

Скриншот из канала архимандрита Феогноста

С детской непосредственностью о. Феогност описывал в своих блогах ужасы оккупации, оставаясь при этом клириком Московского патриархата (правда, с недавнего времени заштатным). В 2014–22 гг., находясь на подконтрольной Украине территории, он благословлял воинов ВСУ и раскрывал антихристианскую суть учения «русского мира». Когда в 2022-м «русский мир» пришел в его деревню под Старобельском, осудил позицию РПЦ, ушел за штат и стал служить в домашнем храме, записывая проповеди для YouTube-канала. За словом в карман не лез — возмущаясь разгулом навалившегося зла, употреблял и нецензурную лексику. Собратья по Московскому патриархату объявили архимандрита психически больным, но, признавая его научный авторитет, лишать сана не стали.

К о. Феогносту не раз приходили — из ФСБ и из какой-то более суровой структуры, название которой он боится произнести. Были угрозы, обыски, изъятия. Он обещал больше публично не выступать против войны, но, видимо, было достаточно и того, что он уже наговорил. По сведениям знающего архимандрита священника Андрея, ныне служащего во Флориде, о. Феогноста арестовали и, судя по последней реплике в его блогах, пытали. 

Как рассказал сам о. Феогност, следственные действия в его отношении проводятся в рамках некоего дела, рассматривающегося Жовтневым (у него до сих пор сохранилось украинское название. — Прим. ред.) судом Луганска. По постановлению этого суда 7 июня в доме архимандрита провели обыск, в ходе которого изъяли два смартфона, два ноутбука и три флешки. (Ранее у него уже многократно проверяли содержимое гаджетов, но без изъятий.) Вскоре о. Феогност был вызван в районное подразделение ФСБ, где ему пришлось дать обещание «прекратить обсуждение политических тем» в публичном пространстве, оформить прописку и регистрацию транспортного средства по законам РФ. «У меня нет здоровья на то, чтобы пережить еще серию стрессов (я уже пережил в 2018-м инсульт — с меня хватит). А уж у мамы и подавно», — пояснил «частичную капитуляцию» священник, пообещав и дальше «жить по совести». Очевидно, такая позиция не удовлетворила «новую власть».

Епископ Нектарий (в миру Сергей Николаевич Фролов). Фото: Александр Коржик (CC BY-SA 4.0) / Wikimedia

Ученый «хулиган»

Архимандриту Феогносту (в миру — Тимофей Геннадьевич Пушков) 44 года, он родился в Крыму, но вырос в Моздоке (Северная Осетия), о чем напоминает его ник в соцсетях — «abbatus_mozdok». Крестившись по вере в подростковом возрасте, в 1996 г. поступил в Свято-Тихоновский богословский институт в Москве, учась в котором, в 20-летнем возрасте, принял монашеский постриг, а затем был рукоположен во иеромонаха и служил в приходах Ивановской епархии, преподавая в местной семинарии. В 2007 г. вернулся на историческую родину, в Украину, где служил в Мукачевской, Джанкойской и Северодонецкой епархиях. Богословское образование завершил в Санкт-Петербургском институте богословия и философии, где получил степень кандидата богословия. 

Постоянно вступая в полемику по разным богословским вопросам, довольно прямолинейно высказывался о некомпетентности своих оппонентов, за что получил от священноначалия клеймо «интернет-хулигана». К тому же публиковался на независимом «Портале-Credo.Ru», позволявшем себе критику РПЦ и за это получившем почетное звание «главного антицерковного СМИ» (заблокирован в РФ в связи с началом «СВО» в марте 2022 г.). Епископ Джанкойский Нектарий (говорят, по прямому указанию патриарха Кирилла, который тогда в ручном режиме пытался управлять украинскими церковными делами) запретил о. Феогноста в служении в 2009 г., но тот нашел канонический приют в более независимой от Москвы Северодонецкой епархии, где «самого ученого среди местных клириков» наградили высоким саном архимандрита. В июле 2014 г. стал первым священником Московского патриархата на Луганщине, который официально освятил блок-пост ВСУ.

Архимандрит Феогност. Фото: взято с личной страницы священника в Facebook

Научное наследие о. Феогноста производит сильное впечатление. Зная несколько древних и новых языков, он перевел с греческого канон Пасхи — основное песнопение главного христианского праздника, заамвонные молитвы на разные праздники пасхального цикла, постоянно выступал на Международных Рождественских чтениях и всевозможных научных и церковных конференциях, публиковался в престижных украинских, российских и западных журналах. Круг его научных интересов удивительно широк — богословие церковных таинств и обрядов, литургические реформы, язык богослужения, церковь и политика, биоэтика, толкования Библии, агиография (жизнеописания святых), церковное право, история, сравнительное религиоведение, педагогика… Буквально накануне его ареста сайт проекта поддержки гонимых священников в России «Мир всем» (о нем подробно рассказывала «Новая-Европа») 

опубликовал свежее исследование о. Феогноста об апостольском преемстве иерархии Православной церкви Украины (ПЦУ), которую РПЦ называет «самосвятским расколом». 

Проект отдает должное ученому священнику, оказавшемуся в невыносимых условиях пришедшего на штыках и танках «русского мира»: «Талантливый богослов, полиглот, литургист, молитвенник и исповедник никогда не скрывал своей точки зрения на творимые российскими церковными и светскими властями беззакония, с каждым днем и с каждым месяцем ему становится все труднее». 

«Нахера?»

В самом начале российского вторжения в Украину, почти 10 лет назад, архимандрит Феогност дал «программное» интервью, предопределившее его линию поведения на все время войны и, в конце концов, стоившее ему свободы. 

Обращаясь к защитникам Украины, он так описал позицию жителей востока страны: «Вы от наших граждан можете услышать много резкого в адрес Майдана и в адрес власти. Но это нисколько не означает, что мы стоим на общих позициях с самозванцами и интервентами.

Я много раз говорил своим согражданам: как только вы поддадитесь на искушение поддержать ЛНР, вы принесете огонь в свои дома».

С научной основательностью и христианской честностью архимандрит опроверг нарративы «русского мира», которыми Москва пытается оправдать свои беззакония. Признав, что в стране (как и везде в мире) имеют место проявления крайнего национализма, главную вину возложил на Москву: «Борьба с «фашизмом», превышающая масштабы этого явления, как раз является почвой, на которой этот самый фашизм может вырасти». Он засвидетельствовал, что на Луганщине не было какого-либо насилия к русскоязычным со стороны ВСУ. «Агитаторы «русского мира», — отмечал о. Феогност, — сегодня сделали из этого политического (!) понятия некую «сакральную» парадигму. Но в том-то и лживость ее, что власть и государство, которые прибегают к этой псевдосакральной парадигме, остаются светскими, секулярными, нецерковными. Нецерковная же «сакральность» или некая «природная святость» есть чистой воды язычество!» Сегодня он проводит параллели между реакцией жителей сельских районов Луганщины на «асвабадителей» и реакцией чехов на советские танки, раздавившие «Пражскую весну»: «Нас не просили и не ждали. Нас презирали, а мы лезли всюду. Нахера?»

Женщина зажигает свечу в Свято-Владимирском соборе во время празднования православной Пятидесятницы в Киеве, Украина, в воскресенье, 12 июня 2022 года. Фото: Natacha Pisarenko / AP / Scanpix / LETA

Но Феогност далек от лубочного образа «украинского пропагандиста», который ему шьет ФСБ. Как от библейского пророка, от него достается всем, «ибо все уклонились, сделались равно непотребными» (Пс., 13:3). Например, ему не нравятся аресты в Украине иерархов Московского патриархата — наиболее ретивых в прошлом провозвестников «триединой святой Руси». По мнению архимандрита, власти РФ и Украины допускают одинаковую ошибку в своей церковной политике: «Указывают Церкви на ее «место» придворной служанки. Крикунов из «православной» России я в который раз призываю: остановитесь! Прекратите сеять ненависть и манипулировать массами… Неужели вы думаете, что кровь с ваших рук не взыщется? Христиане ли вы? Украинцам повторю: война — это не время, когда надо сносить храмы неугодной конфессии. Зачем это варварство?» Эмоции у Феогноста часто берут верх, и тогда в его блогах появляется отчаянный кэпслок: «БОЖЕ! ДА КОГДА ЖЕ ЭТО КОНЧИТСЯ?»

Драма архимандрита Феогноста — убедительный ответ на недоумение относительно возможности честно и спокойно прожить под пятой обезумевшей российской власти. Он сдерживался, менял лексику, шел на переговоры и компромиссы, подчинялся законам «новой власти»… Но ему все равно не нашлось место в изуверской конструкции, которая пришла на землю Луганщины. 

Пожалуй, единственным выходом из такого положения было бы исполнение заповеди: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор., 6:17).

И помолимся о многострадальной маме Таисии, как о. Феогност просил нас. 

Корреспонденту «Новой-Европа» удалось дозвониться в дежурную часть ОМВД Марковский «ЛНР», где предположительно содержится о. Феогност. Сотрудник отдела не стал отрицать факт нахождения у них архимандрита, но отказался отвечать на вопрос о его статусе, заявив, что эта информация носит «оперативный характер».