Сюжеты · Общество

Ино-епископ 

Обновленный российский список «иноагентов» теперь замыкает протестантский епископ Альберт Раткин — первый носитель такого сана, получивший «клеймо» минюста

Лера Фурман, специально для «Новой газеты Европа»

Альберт Раткин. Фото: nebesnaya7.com

Руководителя местной религиозной организации христиан веры евангельской «Слово жизни» в Калуге епископа Альберта Раткина включили в минюстовский список «иноагентов» в пятницу, 14 июня, под номером 814. Религиозные деятели в этом списке уже есть — например, диакон Андрей Кураев или монах Сергей Кирсанов, известный как видеоблогер «Клирик». Но носитель высшего в христианской церкви сана епископа попадает в него впервые. Ставки, так сказать, растут. 

Раткин узнал о «высокой награде родины» от своего коллеги — также гонимого предстоятеля Апостольской православной церкви в Петербурге архиепископа Григория Михнова-Вайтенко. Епископ намерен обжаловать решение минюста в суде.

Гонимый епископ с Небесной

Альберт Раткин получил широкую известность в российской христианской среде благодаря своему ютуб-каналу «Взгляд с Небесной» (так называется улица в Калуге, на которой расположен его храм; ролики на канале набирали сотни тысяч просмотров) и бесконечным тяжбам с местными властями, которые пытались то лишить его общину регистрации, то разрушить «незаконно» построенный храм… О задержании Раткина и погроме его офиса в Калуге в августе прошлого года рассказывала «Новая-Европа».

Этим событиям предшествовал еще ряд обстоятельств, центральное из которых — конфликт калужского епископа с «суперструктурой» российских протестантов: Российским объединенным союзом христиан веры евангельской (РОСХВЕ), собравшим под своей крышей десятки ранее автономных союзов и ассоциаций, в том числе Церковь полного Евангелия (или движение «Слово жизни») с центром в Швеции, в которую Раткин входил с 1991 г. На сегодня в РОСХВЕ входит около полутора тысяч общин. Союз, возглавляемый близким к Кремлю и горячо поддерживающим «СВО» епископом Сергеем Ряховским, в свое время назначил Раткина своим «министром иностранных дел» — спецпредставителем по международным отношениям. В сентябре 2021-го Раткина исключили из РОСХВЕ, о чём подробно и не без пафоса рассказало госагентство «РИА Новости». Калужский епископ тогда осудил авторитарный стиль лидера РОСХВЕ и крайнюю политизацию союза, лишившую его христианского духа свободы. Со свой стороны, Сергей Ряховский обвинил Альберта Раткина в «провокационных выступлениях против действующей власти», имея в виду, помимо прочего, осторожное сочувствие к Навальному и его сторонникам. Как ни парадоксально, но гонения со стороны местных властей, в которых калужская церковь рассчитывала на поддержку РОСХВЕ, в конечном счете Ряховский поставил в вину Раткину.

Окончательный разрыв произошел в марте 2022-го, когда Раткин обличил своего бывшего начальника в призывах «убивать с любовью» на украинской земле. 

В мае машину Раткина облили краской, намалевав на ней V и Z. С тех пор его церковь существует сама по себе как автономная местная религиозная организация.

Первый раз силовики задержали епископа в конце 2022 г. на пасторской конференции в подмосковном Раменском, которая, по мнению полиции, была организована запрещенными и признанными нежелательными на территории РФ церквями «Новое поколение» с центрами в Латвии и Украине. Второй раз — как свидетеля по делу баптистского пастора Юрия Сипко, экс-председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов, который после 24 февраля 2022 г. занял резко антивоенную позицию и вынужден был покинуть РФ. Он находится в розыске по уголовному делу о «фейках», касающихся действий ВС РФ на территории Украины. Хотя официально Раткин проходил лишь свидетелем, федеральные телеканалы всячески смаковали полученные из СК записи с «заблюренным портретом Гитлера» на рабочем столе епископа. Позже выяснилось, что это обложка документального сериала ВВС «Секреты Рейха. Тайны нацизма».

«Замордовали!» — немного прямой речи

Будучи законопослушным гражданином, Альберт Раткин начал вставлять «иноагентскую плашку» в свои ролики. Свой номер в списке минюста — 814 — он сравнивает с номером заключенной нацистского концлагеря, которым навечно была заклеймлена его покойная прихожанка, Варвара Афанасьевна. Термин «иноагент» епископ решил перетолковать «по-евангельски»: как метку «инаковости», наподобие желтой звезды, которую обязаны были носить евреи под властью нацистов. «Мы действительно граждане Неба, у нас есть свое государство, свое Царство», — говорит он, напоминая обретающие новый смысл в позднепутинской РФ факты «иностранного происхождения» Иисуса Христа и Евангелий, написанных иностранными гражданами на иностранных языках. Тот факт, что Библия в РФ до сих пор не запрещена, явно дисгармонирует с общей репрессивно-запретительной политикой власти.

Евангельская заповедь, оказавшаяся в центре христианского свидетельства в России, по Раткину, — это, конечно же, «блаженны миротворцы». Именно их Бог обещает сделать Своими сыновьями — не ревнителей «православной» империи или могучего земного вождя.

Последних калужский епископ именует «царебожниками», намекая на то, что вся РПЦ превратилась в маргинальную агрессивную секту, на которую официальное священноначалие с осуждением смотрело еще несколько лет назад. «Выступал против специальной военной операции, распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти решениях…» — мертвый минюстовский канцелярит припечатывает Раткина. Он отвечает, что среди «иноагентов» «много очень достойных и уважаемых людей, вплоть до лауреата Нобелевской премии», которые в нормальных условиях составляли бы гордость государства. «Участвовал в создании материалов совместно с иностранными СМИ», — продолжает минюст. Раткин парирует напоминанием об интервью Путина Такеру Карлсону, которое целый месяц мусолила пропаганда и которое в конце концов высмеял сам интервьюер. Наконец, последнее обвинения из стандартного набора — «распространял сообщения иностранных агентов» — взорвало правосознание законопослушного епископа: «Это же не запрещено! Зачем вы тогда пишете законы, которые регламентируют цитирование иноагентов, если тут же за это цитирование наказываете?» 

Альберт Раткин. Фото: Взгляд с небесной / Telegram

Официальные протестанты-пятидесятники, то ли пригретые, то ли напуганные Кремлем и Лубянкой, привычно промолчали в ответ на неправедные репрессии против своего собрата по вере. «РОСХВЕ больше не миротворцы, — говорит Раткин. — Их епископы сами не служат в армии, а своих детей спрятали по заграницам, но рядовых членов церквей они благословляют умирать на фронте». По его свидетельству, лидеры российских протестантов глубоко несвободны: «Всех подбирает администрация президента, а Консультативным советом глав протестантских церквей руководит, как они его называют, Сан Саныч Терентьев» (Терентьев А. А. — главный советник департамента по взаимодействию с религиозными объединениями Управления внутренней политики администрации президента РФ, курирует протестантов и старообрядцев, открыто называет себя атеистом. Прим. авт.). При полной поддержке своих кураторов, продолжает Раткин, многие пасторы и епископы РОСХВЕ и других протестантских объединений России были направлены на служение в русскоязычные общины Америки и Западной Европы, где получили легальный статус и продвигают нарративы «русского мира». В этом плане функционал протестантских конфессий РФ мало чем отличается от «государствообразующей» РПЦ. Но несмотря на открыто иностранное финансирование таких служителей, их никто и не подумает признавать «иноагентами», ведь они верно служат Левиафану.

«Мирские бесовские власти замордовали церковь Христову, — подытоживает епископ Раткин, — уже запрещают общаться с братьями по Крови Христовой в той же Украине (исторически Украина была центром протестантского движения в СССР.Прим. авт.). Досматривают телефоны в поисках следов такого общения». Но тут же добавляет — в утешение: «Были у церкви и хуже времена, но она всех переживет!» 

Церковь, конечно, переживет — с этим не поспоришь, но много ли честных христиан, оставшихся в России, это увидит? Большой вопрос. Пока тренд на преследование тех, кто предпочитает Евангелие Путину, только нарастает.