Индивидуализм и отказ от идентичности как проблема англоязычных стран
В начале интервью Карлсон спросил Дугина, в чем причина «саморазрушительного пути» англоязычных стран — США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. По словам Карлсона, эти страны якобы «решили повернуться против самих себя». Дугин считает, что «всё началось с индивидуализма».
— Это было неправильное понимание человеческой природы, природы человека. Когда вы отождествляете индивидуализм с человеком, вы отсекаете все связи со всем остальным. <...> Всё началось в англосаксонском мире с протестантской реформы и с номинализма — учения, что идей нет, есть только вещи, только индивидуальные вещи. Индивидуальное было и остается ключевой концепцией, которая была поставлена в центре либеральной идеологии. Либерализм в моем понимании — это исторический, культурный, политический и философский процесс освобождения личности от любого вида коллективной идентичности, — говорит Дугин.
По его словам, произошел отказ от католической церкви как коллективной идентичности, от Западной империи как коллективной идентичности, затем было восстание против национального государства как коллективной идентичности в пользу просто гражданского общества. Далее, перечисляет Дугин, было «большое сражение XX века между либерализмом, коммунизмом и фашизмом», и в итоге либерализм снова победил. И после распада Советского Союза остался только либерализм.
И осталось только две коллективных идентичности, от которых, по словам Дугина, нужно «освободиться».
Первая — это «гендерная идентичность». В результате «это привело к трансгендерным персонам, ЛГБТ и новой форме сексуального индивидуализма». Это было победой либеральной идеологии, считает философ.