Комментарий · Культура

Мы со страхом

10 хорроров на политические и социальные темы, которые вы могли упустить в 2023 году, — выбор Олега Тундры

Олег Тундра, специально для «Новой газеты Европа»

Кадр из фильма Бруклин 45. Фото: IMDB

Хорроры и триллеры — стабильно популярный жанр, которыми не брезгуют ни начинающие режиссеры, ни состоявшиеся голливудские звезды. В последнее десятилетие хорошие фильмы с саспенсом выпускаются десятками в год — от слэшеров с маньяками и преследованиями до интеллектуальных триллеров об аферах и глобальных заговорах. Кинокритик Олег Тундра выбрал десять страшных фильмов с ужасами на злобу дня: о токсичных инфлюэнсерах, наркокартелях, маниакальном шопоголизме и посттравматическом синдроме.

Популярные блогеры и угрозы искусственного интеллекта 

Остров иллюзий (Influencer), реж. Кертис Дэвид Хардер

Попсовый, но захватывающий триллер о том, что может случиться, если всю свою жизнь выставлять напоказ. Инфлюэнсерша Мэдисон приезжает в Таиланд, чтобы продать своим подписчикам очередную историю о том, как она с интересом открывает мир и постигает чужую культуру. Но на самом деле ей невероятно тоскливо, в первую очередь из-за отсутствующего бойфренда, который в последний момент отменил поездку. К Мэдисон прибивается расслабленная и готовая на любые приключения Сиви, которая предлагает захватывающую поездку на лодке на необитаемый остров. В хорроре при свете дня — несколько внезапных твистов и подробно описанные случаи того, как можно ввести окружающих в замешательство, используя соцсети, дипфейки и алгоритмы искусственного интеллекта. Будущее уже с нами, и оно выглядит куда опаснее аналогового прошлого.

Жилищный кризис и полицейская коррупция

Рептилии (Reptile), реж. Грант Сингер

Полицейский детектив с расследованием особо жестокого убийства и теневой продажи наркотиков. В одном из домов, выставленных на продажу, обнаруживается тело молодой риэлторши с десятком ножевых ранений. На дело назначают неподкупного полицейского Тома (Бенисио дель Торо), не так давно потерявшего на задании нечистоплотного напарника. Внимание следователя привлекают сомнительные экономические транзакции мужа и свекрови погибшей, которые занимаются продажей недвижимости, и маргинальный сталкер с наркозависимостью, у которого есть своя версия событий, — как выясняется, абсолютно не параноидальная. Дополнительным слоем — политический комментарий о том, как работает перегретый рынок жилья, экономические спекуляции и фирмы-прачечные.

Нация на взводе посреди апокалипсиса 

Оставь мир позади (Leave the world behind), реж. Сэм Эсмейл 

Язвительный триллер о стране, совершенно не подготовленной к кризисным ситуациям. Богатая американская пара с двумя детьми (Итан Хоук и Джулия Робертс) снимают на выходные дом в пригороде Нью-Йорка, но отдых прерывает серия нелогичных инцидентов: танкер, врезающийся в побережье, отключение сигналов связи и электричества. Внезапно на пороге появляется хозяин дома с дочкой — и предлагает переждать блэкаут вместе. Похожий по настроению на политические хорроры о расизме Джордана Пила («Прочь», «Мы», «Нет»), этот триллер концентрируется на разобщенности и взаимной подозрительности американцев: когда что-то идет не так, в первую очередь люди вспоминают о Второй поправке к Конституции — праве пользоваться оружием.

Тренинг профессионального роста как безвыходная секта 

Кружи меня (Spin me round), реж. Джефф Бэйна 

Сатирический ромком-триллер (да, бывает и такое!) о воодушевляющей командировке в Италию, которая идет не по плану. Молодая менеджерка итальянского сетевого ресторана из Пасадены (Элисон Бри) едет на корпоратив на итальянскую виллу знакомиться с другими сотрудниками и владельцами бизнеса. В программе — несколько красивых девушек и несколько чудиков, сотрудницы одна за другой заболевают, а главная героиня влюбляется в сексапильного основателя франшизы. Пройдет немного времени, прежде чем она раскроет, что выезды в Италию — просто способ обеспечить ему захватывающий досуг. Для фанатов «Белого лотоса» и «Зависнуть в Палм-Спрингс» — отличное кино о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а бонусы на корпоративной работе даются авансом.

Ноунеймы в погоне за большими деньгами 

Аферисты (Sharper), реж. Бенджамин Карон 

Детектив с пятью главными персонажами и сюжетными линиями — о том, как в Нью-Йорке идет борьба за место под солнцем. Молодой владелец небольшого книжного магазина знакомится с симпатичной покупательницей и влюбляется в нее: у них много общих интересов и в литературе и в жизни, и случайная встреча ощущается как сбывшаяся мечта. Но есть нюанс — за его богатого отца вышла замуж светская львица (Джулианна Мур) с проблемным сыном, и это угрожает благополучию всей семьи. Неглупый, в меру захватывающий авантюрный фильм о правилах выживания в большом городе среди акул бизнеса, где, чтобы сохранить квартиру у Центрального парка, рискуют даже самыми близкими людьми.

Неистребимый дух ксенофобии после окончания войны 

Бруклин 45 (Brooklyn 45), реж. Тед Гейган 

Камерный политический детектив с вмешательством потусторонних сил — о мире сразу после Второй Мировой. Поздней осенью 1945 года пятеро друзей-ветеранов собираются в бруклинском доме, чтобы утешить одного из них после суицида жены. План скорбящего мужа — устроить спиритический сеанс и вызвать покойную на последний разговор. В особняке начинают происходить странные вещи: гаснут свечи, гудит подвал, дух ушедшей прорывается с того света, чтобы рассказать секрет своей гибели. Но вместо секрета гибели выяснится немало секретов из жизни гостей во время войны. Спойлер: иглы под ногти, немецкий язык и зомби тоже будут на собрании достопочтенных ветеранов. На вопрос «Когда уже закончится эта война?» ответов нет.

Взбесившиеся потребители получают по заслугам 

День благодарения (Thanksgiving), реж. Элай Рот 

Черный комедийный хоррор о жажде обладания и 15 минутах славы. Накануне распродажной «Черной пятницы» осатаневшая толпа штурмует открывающийся молл, и всё заканчивается жертвами и масштабной трагедией, которая остается на записи камер. Спустя год после инцидента накануне Дня Благодарения на нескольких участников событий начинается охота: на Мишени (владельца молла) и его семью, нескольких мажорных тинейджеров и особо жестоких покупателей, топтавших во время беспорядков других. Остроумный и смелый слэшер с реками крови и выдающимися портретами современников, захлебнувшихся в консьюмеризме, — а заодно и диагноз обществам, сделавшим скидки национальной идеей.

Погружение в сексизм 80-х и жизнь жестоких подростков 

Конкретный убийца (Totally Killer), реж. Нахнатчка Хан 

Бодрый подростковый слэшер с атмосферой фильма «Назад в будущее» и достоверным миром старшеклассников. В 1987 году накануне Хэллоуина (конечно же, Хэллоуина!) неизвестный маньяк убивает трех 16-летних популярных старшеклассниц, а в наши дни возвращается за их уже взрослой одноклассницей (Элизабет Бэнкс). Ее единственная дочь решает воспользоваться экспериментальной машиной времени подруги, чтобы попасть в тинейджерскую реальность мамы и вычислить преступника. Задорная критика мизогинного и грубого мира 80-х с обильными цитатами из Джона Хьюза («Клуб «Завтрак»», «Шестнадцать свечей», «Выходной день Ферриса Бюллера»), бодрыми погонями и путешествиями во времени. Как говорится, слава богу, не было смартфонов и соцсетей, когда мы ходили в школу и творили черт-те что.

Деконструкция материнства и репродуктивного давления 

Рождение/Перерождение (Birth/Rebirth), реж. Лаура Мосс 

Демонический интеллектуальный боди-хоррор о матери в беде и ее случайной помощнице. Медсестра-акушерка из-за осложнившейся болезни теряет свою маленькую дочь, но в больнице внезапно пропадает тело. В краже оказывается замешана одна из сотрудниц морга, вытворяющая эксперименты в духе Франкенштейна у себя дома. Очень много крови, биологии и женской анатомии: кино в духе Дэвида Кроненберга о человеке, покусившемся на продление жизни. Под изобретательным хоррором спрятаны вопросы о родительской вине, женском здоровье, природе человеческого и будущем биологических экспериментов по продлению жизни.

Культура насилия, даркнет, наблюдения за чужими страданиями 

Красные комнаты (Red Rooms), реж. Паскаль Планте 

Кровавый канадский инди-хоррор о поиске улик и темной стороне сети. Главная героиня, молодая фотомодель и мастер виртуального покера, начинает интересоваться делом серийного убийцы, над которым в городе идет открытый судебный процесс. Делу не хватает доказательств вины маньяка, и героиня пытается нелегально купить вроде бы существующую в сети запись одного из убийств за невероятно высокую цену. Смесь детектива и процедурала с несгибаемой главной героиней анализирует проблемы открытых и закрытых данных, фетиши вокруг насилия, о которых не принято говорить вслух, снафф и женоненавистничество, существующие даже в благополучных странах. Один из самых тревожных фильмов о виртуальности нашего времени.