Не откажемся, а перейдем
Текст итоговых документов, который был предложен делегатам ко дню завершения переговоров 12 декабря, не был согласован. Коалицию нефтегазовых стран во главе с ОАЭ не устраивал изначально прописанный отказ от ископаемого топлива в качестве основы мировой энергетики. После раздумий организаторы предложили в семь утра 13 декабря компромиссный вариант текста: «…переход от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом».
Австралия, Канада, Чили, ЕС, Норвегия и США в составе группы из 100 стран раскритиковали новый вариант как слишком слабый из-за отсутствия фразы об отказе от углеводородного сырья. Делегаты от России публично не высказывали своего мнения об изменении формулировок. Однако ни разу представители страны не озвучивали возможность отказа от ископаемого топлива, а призывали действовать постепенно и сохранять главное — устойчивую энергетическую систему, пусть и на вредных для климата нефти, угле и газе. Сжигание первых двух видов топлива ведет к выбросам углекислого газа в атмосферу, а утечки газа приводят к излишнему содержанию в атмосфере еще одного парникового газа — метана. Как уточнил один российский эксперт, участник переговоров, пожелавший сохранить анонимность, «предводителем протеста была Саудовская Аравия, которая всегда выступает главным “тормозом” проклиматических решений».
Смягченные формулировки вызвали жесткую критику ассоциаций общественных климатических организаций, например Climate action network. Но текст, опубликованный в семь утра, в 11 часов был принят без изменений. По мнению эксперта Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Михаила Юлкина, «вряд ли можно было ожидать [от переговоров] большего, принимая во внимание отчаянное сопротивление стран-экспортеров, а также нефтегазовых компаний, которые высадили в Дубае беспрецедентный по численности десант своих лоббистов».