Во время Прямой линии президента России Владимира Путина спросили, отличаются ли сегодняшние цели «спецоперации» в Украине от тех, что были вначале. «И, самое главное, когда будет мир?» — зачитал вопрос ведущий Павел Зарубин.
— Мир будет тогда, когда мы достигнем своих целей, — ответил Путин. — Цели не меняются. Напомню, о чем мы тогда [в начале войны] говорили. О денацификации Украины, о демилитаризации, о ее нейтральном статусе. Смотрите, что происходит с точки зрения денацификации. В ходе переговорного процесса украинская сторона не соглашалась с тем, что нужна какая-то денацификация, говоря о том, что никакой фашизации, роста таких настроений нет. Но как же нет, когда… не просто известный националист, а нацист Бандера… возведен в ранг национального героя. А когда руководитель сегодняшней киевской администрации на глазах всего мира стоя аплодирует бывшему солдату СС, напрямую участвовавшему в Холокосте, это не проявление нацизма? Поэтому вопрос денацификации актуальный. Что касается демилитаризации: не хотят договариваться, тогда мы вынуждены принимать другие, в том числе военные меры. Сегодня Украина почти ничего не производит. Пытаются что-то там еще сохранить, но все привозят [оружие], простите за моветон, на халяву. Но эта халява может когда-то и закончиться.
Как Путин ранее объяснял необходимость проведения «СВО» в Украине
Около 05:30 24 февраля 2022 года Путин зачитал экстренное обращение к нации и объявил начало «специальной военной операции» в Украине.
«Мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины. А также к преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе против граждан РФ <…> В наши планы не входит оккупация Украины», — сказал Путин.
Он также пояснил, что «СВО» обусловлена следующими факторами:
- необходимость защитить людей, которые «на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима»;
- в НАТО «перешли красную черту», расширяясь на восток, а милитаризация Украины угрожает России как государству;
- руководство Украины, по мнению президента, захватило власть и удерживает ее с помощью декоративных выборных процедур»;
- «радикальные неонацисты никогда не простят крымчанам и севастопольцам их свободный выбор воссоединения с Россией» и «конечно же, полезут в Крым».
В следующем месяце Путин вдобавок обвинил Украину в создании компонентов биологического оружия «в непосредственной близости от российской границы».
«На Украине действовала и сеть из десятков лабораторий, где под руководством и при финансовой поддержке Пентагона проводились военно-биологические программы. В том числе эксперименты с образцами коронавируса, сибирской язвы, африканской чумы свиней и других смертоносных заболеваний», — сказал он.
В сентябре 2022-го президент России назвал целью «операции» ликвидацию «антироссийского анклава, который создается на территории Украины и угрожает нашей стране». В ходе разговора он отметил, что «у Украины никогда не было государственности до образования Советского Союза».
В июне 2023 года Путин сказал, что цели войны «меняются в соответствии с текущей ситуацией». «В целом, конечно, ничего мы менять не будем, и они [цели] для нас носят фундаментальный характер», — добавил он.
Во время выступления в «Лужниках» 18 марта по случаю годовщины аннексии Крыма он, говоря о целях начатой «спецоперации», процитировал Священное Писание: «Нет больше любви, как если бы кто-то отдал душу свою за друзей своих». «Именно избавить людей от этих страданий, от этого геноцида и является основной, главной причиной, побудительным мотивом и целью военной операции, которую мы начали на Донбассе и на Украине», — заявил Путин.
В сентябре 2023 года Путин сообщил, что Россия «сделает всё для того, чтобы это всё [война в Украине] прекратилось как можно быстрее». При этом он пожаловался, что «противная сторона, руководство Украины заявило об отказе от переговорного процесса», «заявило о том, что хочет добиться своих целей военным путем».
До начала полномасштабного вторжения, в ходе Прямой линии 2021 года, Путин сказал, что он «не считает, что украинский народ — недружественный нам народ», и что «украинцы и русские — это вообще один народ». При этом президент отметил, что «сегодняшнее руководство сегодняшней Украины явно недружественно к нам».
Об отношениях с ЕС и США
Во время Прямой линии Путина также спросили о перспективах нормализации отношений с Евросоюзом. Президент ответил, что Россия эти отношения и не портила, это с ней портили отношения и всё время «пытались задвинуть куда-то на второй, третий план».
Далее он углубился в «истоки» конфликта с Украиной:
«После госпереворота 2014 года нам стало ясно, что нам просто не дадут силовым образом выстроить нормальные отношения с Украиной. Госпереворот, на который потратили, как американцы сказали, пять миллиардов. Публично сказали, не постеснялись даже. В 2014 году приехали три министра иностранных дел из Европы: польский, немецкий, французский. Подписались как гаранты договоренностей между властью — президентом Януковичем — и оппозицией. Договорились, что всё будут решать мирным путем. Через два дня совершили госпереворот. Зачем? Пошли бы на выборы и выиграли бы. Нет. Чтобы точку поставить, чтобы конфликт создать — вот зачем.
Это кто делал? Американские наши “дружки”. А европейцы, которые подписались как гаранты договоренностей между властью и оппозицией, сделали вид, что вообще ничего не знают. И сейчас спросите в Европе, кто-нибудь помнит об этом? Нет. Но мы не забыли и не забудем».
Путин задался вопросом, как можно выстраивать отношения в условиях, когда «США задумали и организовали, а Европа стоит и молча на это смотрит либо подыгрывает им».