В главной роли — голливудская икона поп-феминизма Бри Ларсон, играющая американку Кэрол Дэнверс. В свое время «Капитан Марвел» стал ответом супер-успешной «Чудо-женщине» с Галь Гадот из конкурирующей супергеройской вселенной DC.
Первая часть «Капитана» не стартовала так стремительно, однако супергеройскую историю всё равно продлили. В этом фильме Кэрол Дэнверс помогают ее выросшая темнокожая племянница и американо-пакистанская тинейджерка из Нью-Джерси Камала Хан, придуманная Marvel 10 лет назад для подростковой мусульманской аудитории. Вместе они образуют троицу The Marvels (так в оригинале и называется фильм), примиряя дальние планеты и совершая мгновенные телепортации.
Кинокритик Катя Степная рассказывает, как «Капитан Марвел 2» нормализует женщин-супергероинь, а эпики по комиксам медленно, но верно избавляются от самодовольного пафоса.
Боевая девочка-подросток Камала Хан (Иман Веллани из минисериала «Мисс Марвел») живет в довольно патриархальной пакистанской семье в Нью-Джерси и рисует комиксы, в которых представляет себя лучшей подружкой и компаньонкой Капитана Марвел. Она и не подозревает, что ее личный фанфик скоро станет реальностью. У Камалы есть стеснительный старший брат и гиперопекающие родители — в общем, типичная жизнь девочки-подростка на перекрестке культур. К приключениям Камалы в супергеройском мире папа и мама относятся, как родители Малыша к феномену Карлсона, — пока их уютный домик не разнесут бойцы с воплями «Аннигиляторша!»
В это время Капитан Марвел, она же Кэрол Денверс (Бри Ларсон), скучает, неся вахту на космическом корабле и охраняя покой вселенной. По кораблю она ходит в кроксах, заваривает кофе из воронки, время от времени созванивается с командованием (Сэмюэль Л. Джексон в пиратской повязке) и гладит рыжего кота Гуся, который на самом деле не совсем кот, а флеркин — обманчиво милый пушистик, поглощающий людей и предметы практически любого размера.
Когда на далекой планете возникают подозрительные сигналы, Кэрол только рада броситься на новое задание.
Командорка народа кри пытается вернуть силу своему народу и планете Хала, на которой из-за активности Капитана Марвел годами нет солнечного света и свежего воздуха. В распоряжении антагонистки — сверхсильный магический браслет (его в дубляже называют «наруч»): всего во Вселенной их два, и имеющий оба получает несказанную силу. В команду Капитана Марвел после пары багов мультивселенной транспортируется ее поклонница-группи Камала Хан и Тейона Пэррис («Дорогие белые люди», «Чи-Рак», «Если бы Бил-стрит могла говорить») — племянница Кэрол Дэнверс, сильно обиженная на тетю за то, что она улетела, обещав вернуться, но так и не вернулась. Теперь супергероини будут действовать втроем, хотя Капитан Марвел всегда любила работать без помощников. Но, как говорят ее новые боевые подруги, «быть крутой — не значит быть одной».
«Со Мстителями не хочешь тусануть?», — спрашивает Камалу Капитан Марвел, и, в общем, в такой интонации и проходят щадящие для зрителей 100 минут экшена. Пока супергеройские франшизы плодят трехчасовые побоища с античными богами, в «Капитане Марвел» всё сравнительно просто и доступно. Есть голубоглазая темнокожая злодейка, недовольная тем, что ее родная планета пережила экологический апокалипсис. Есть три героини, все — разного возраста и цвета кожи. Есть обаятельные флеркины: глотающих вещи котов много не бывает. Есть нация скруллов, всё еще похожих на статистов из сериала «Вавилон 5». Песня Intergalactic в исполнении Beastie Boys. Планета, где царит матриархат, а жители всё время танцуют и поют, как в диснеевском «Аладдине». Ну и, разумеется, диалоги с терминами из физики и математики, от которых у знающих точные и естественные науки пойдет кровь из ушей, — но тинейджеров и гуманитариев, знающих только Стивена Хокинга, вряд ли что-то смутит. В конце концов, это не «Интерстеллар» и даже не «Оппенгеймер», а просто комиксово-девчачье попкорн-кино.
Режиссер фильма Найя ДеКоста — имя, которое в титрах хитового фильма вы, скорее всего, не встретите, — молодая афроамериканка в начале пути. Ее случай — яркий пример того, что снять заурядный супергеройский эпик без особой подготовки по силам практически каждому: в комиксе всё придумано, маркетинг корпорации Marvel работает на полную мощность, Бри Ларсон от жирного чека не откажется. В самом по себе конструкторе Marvel нет ничего плохого, и даже иногда случаются чудеса, особенно когда за дело берется режиссер с видением: скажем, Тайка Вайтити («Тор: Рагнарек») или Джеймс Ганн («Стражи галактики»). Проблема в том, что у Найи ДеКосты видения на данный момент нет. Бри Ларсон в роли супергероини вызывает большие вопросы (а еще она патологически несмешная), а талантам двух ее помощниц негде развернуться: сценарий ДеКосты и двух ее соавторш (одна из которых писала мини-сериал «Ванда/Вижн»), к счастью, не грешит несносным пафосом, но и не искрится юмором, обязательным для динамичной подростковой истории.
«Прямой контакт с неисправной точкой прыжка», «квантовый наруч», «прогрессирующая сингулярность с критической массой» льются на уши неподготовленным зрителям, склеивая сцены с прыжками, танцами и погонями. «Ты хочешь, чтобы мы влили в тебя заряд, протыкающий ткани мироздания?» — уточняют «Марвелы», планируя межгалактическую спецоперацию. «Видимо, она перегружает планету энергией своей космической колотушки», — предполагают они причину хаоса на далекой планете. Если бы герои не тараторили так быстро, возможно, кто-то из юных зрителей смог бы лучше сдать ЕГЭ по физике, но в 100 минут фильма необходимо вместить «супервсё»: и поющего принца, и кота с щупальцами, и пакистанских родителей, благословляющих дочь на подвиги в космическом шаттле.
С другой стороны, это не три часа суровых мужиков в металлических латах, не вновь переродившийся Дарт Вейдер и не трехчасовая битва с бюджетом 350 миллионов долларов.
А просто уютный межпланетный девичник, где говорят про семью, отношения и призвание, — пусть и на птичьем языке электромагнитных сил, аннигиляторов и космических колотушек.