Сюжеты · Общество

Набрали тут всяких по обвинению!

Портреты штурмовиков, с чьей помощью российские власти уничтожают «Мемориал» и сажают его сотрудников

Мира Ливадина, специально для «Новой газеты Европа»

Фото: EPA-EFE / MAXIM SHIPENKOV

«Большой, дружный, профессиональный коллектив ждет Вас уже сегодня. Нам нужны: стрелки, гранатометчики, штурмовики, снайпера, саперы, механики-водители, наводчики-операторы, операторы БПЛА, артиллеристы, пулеметчики, санитары, фельдшера, связисты. Основная и приоритетная задача — участие в специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины. Мы ведем постоянный набор людей. Работа найдется для каждого. Если Вы не служили в армии и у вас нет военной специальности — не проблема. Обучим, подготовим, натаскаем».

Это объявление висит на официальном сайте движения «Ветераны России». Там же сообщается, что структура эта — общероссийская и общественная. Правда, большинству населения страны «Ветераны России», кажется, пока еще не известны. Меньшинство же узнало о их существовании два года назад, когда российские власти принялись уничтожать международный «Мемориал». Во время судебных процессов и всплыли «Ветераны». Выяснилось, что уничтожают старейшую правозащитную организацию их руками. Именно это движение написало заявления о том, что в базе жертв репрессий «Мемориала» содержатся фамилии трех нацистов. И хотя к моменту кляузы и суда правозащитная организация ошибочные сведения из базы убрала, «Мемориал» и одноименный правозащитный центр всё равно ликвидировали — якобы за отсутствие маркировки о статусе «иноагента».

Сегодня помощь «Ветеранов России» властям понадобилась снова. Весной 2023 года против «неустановленных» сотрудников «Мемориала» возбудили уголовное дело о «реабилитации нацизма» (пункт «в» части 2 статьи 354.1 УК). Поводом стало как раз то, что организация, «пренебрегая исторической правдой», опубликовала в «Списке жертв политического террора СССР» имена тех троих мужчин, которые якобы могли участвовать в нацистских преступлениях. Кроме того, сегодня показания сотрудников этого славного движения лежат в основе уголовного дела в отношении члена правления «Мемориала» Олега Орлова. Последнего судит Головинский райсуд Москвы за «повторную дискредитацию российской армии». 

Поводом для уголовного дела стала статья Орлова во французском издании Mediapart под названием «Им хотелось фашизма. Они его получили» — о войне в Украине и будущем России.

«Новая газета Европа» рассказывает, чем занимаются «Ветераны России», а также приглашенные ФСБ эксперты Ирина Крюкова и Александр Тарасов, чьи лингвистические заключения «обосновывали» необходимость ликвидации сначала «Мемориала», а теперь —преследование Орлова.

«В состоянии алкогольного опьянения сломал гражданину ребра»

«Ветераны России» появились еще в первой половине нулевых. Сначала это была некоммерческая организация. Но летом 2010 года ее ликвидировали по решению суда, запретив любую деятельность на территории России. В 2012 году ликвидированные «Ветераны» возродились, зарегистрировавшись как одноименная партия. Продержались дольше, но мало кому были известны, и в 2020 году партия тоже оказалась ликвидирована по решению суда. Причина — не принимала участия в выборах, а это нарушало требования Федерального закона «О политических партиях». «Ветераны» не отчаялись. Вскоре родилось то самое «общероссийское» движение. И пришлось ко двору. В 2021 году власти, наконец, обратили на него внимание, поняв его нужность. В первую очередь — в борьбе с «Мемориалом».

После ликвидации «Мемориала» и с началом войны в Украине плодовитость «Ветеранов России» выросла как на дрожжах: они писали доносы и кляузы на «предателей родины» — иностранных агентов, выступивших с критикой СВО: от Шендеровича до Моргенштерна и Оксимирона, от канала «Дождь» до «Настоящего времени», от проекта «Бессмертный барак» (интернет-сайт по сохранению памяти о советском периоде репрессий) до отдельных сотрудников «Мемориала».

Ну а главное, «Ветераны России» создали добровольческий батальон с оригинальным названием «Ветераны». Представляя себя «мотивированным, взрослым коллективом настоящих профессионалов своего дела, имеющих огромный боевой опыт», движение повесило на своем сайте красную кнопку «вступить в батальон». Выгоду отправки на войну в соседнюю страну «ветераны» объясняют населению так (орфография и пунктуация сохранены):

« <…> Ежемесячный оклад на должности бойца 240 тысяч рублей в месяц и выше на старших должностях (поэтому вчерашний боец, может стать командиром, если он хорошо себя проявил). Премии при успешном выполнении задач, которые не имеют верхнего предела. Все выплаты гарантированы. Полное материальное обеспечение, бесплатное питание и проживание на этапе трудоустройства и после. <…> При ранении (компенсация лечения, всех расходов в будущем берет на себя добровольческое подразделение если невозможно полное восстановление), предоставление высокооплачиваемой работы, если доброволец не может быть в командировке по состоянию здоровья или постоянное хорошее материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, такой сотрудник не окажется брошенным на произвол судьбы и не останется без помощи и средств к содержанию семьи. Компенсации семье в случае гибели добровольца выплачиваются Государством в полном объеме как и у кадровых военнослужащих ВС РФ.

Воины добровольцы «ВЕТЕРАНОВ», награждаются государственными наградами, благодарственными письмами общероссийского общественного движения «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ», благодарственными письмами депутатов Государственной думы России.

Обращаясь к «ВЕТЕРАНАМ РОССИИ» — Вы становитесь частью боевого братства! <…> Мы с радостью готовы подготовить Вас с нуля».

Объявление с сайта «Ветеранов России». Скриншот

Впрочем, некоторые (очевидно, не отвечающие духу патриотизма) телеграм-каналы пишут, что «Ветераны» занимаются откровенной покупкой мобилизованных. В частности, родственники мобилизованных полка 1308 из ХМАО рассказывали изданию ASTRA, что их близких «купила» ОДШБр (отдельная диверсионная штурмовая бригада.Прим. ред.) «Ветераны». Были угрозы, что «кинем вас на самую горячую точку, ху* кто вас там найдет, шаг вправо, шаг влево — будут прострелены колени, — приводило издание слова родных. — Было четко озвучено, что они куплены “Ветеранами”, они имеют право делать с ними, что хотят. За каждую голову заплатили, купили, как баранов».

До этого близкие мобилизованных из Хакасии, Алтайского края и Кузбасса заявляли, что «Ветераны» выкупили их мужчин у МО РФ за 25 тысяч рублей. По данным издания, аналогичный случай произошел с более чем 100 мобилизованными, которые пропали или были угрозами отправлены на передовую в Луганской области после отказа подписать контракт с ЧВК.

Эти публикации в СМИ «Ветераны» не комментируют. Подытоживая все выгоды от сотрудничества с их «добровольческим» батальоном, на своем сайте они заверяют граждан:

«Под руководством нашего Верховного Главнокомандующего, Президента России, Владимира Путина, мы обязательно победим! Мы Россия — Путин сила!»

Иллюстрация с сайта «Ветеранов России». Фото: veteransrussian.ru

В ожидании победы члены движения ходят на судебный процесс по делу Олега Орлова, рассказывая там о «морально упавшем» облике организации и ее сотрудников, которые все вместе представляют «информационное оружие». Да и вообще «Мемориал» был создан, чтобы «развалить Советский Союз критикой Сталина».

Так, например, говорил в суде Вадим Мироненко, исполнительный директор «Ветеранов России», сам, впрочем, ветераном боевых действий не являющийся. Почему-то не отправился он на фронт и сейчас.

Если верить господину Мироненко, из-за статьи Орлова во французском журнале одновременно всем членам «Ветеранов России» стало не по себе (хотя по-французски они не читают и не сидят «в запрещенном фейсбуке», где Орлов разместил русский перевод своей статьи), и они написали на правозащитника заявление в прокуратуру. Их оперативно вызвал следователь и якобы по отдельности допросил. Объяснить при этом защитникам Орлова (среди которых Нобелевский лауреат Дмитрий Муратов), почему протоколы допросов совпадают по символам на 97 процентов, Мироненко не смог, но обвинил защиту в «забалтывании процесса».

Исполнительный директор «Ветеранов России» Вадим Мироненко. Фото: veteransrussian.ru

По словам Мироненко, больше всего «Ветеранов» возмутила фраза «кровавая война, развязанная режимом Путина в Украине, — это не только массовое убийство людей, уничтожение инфраструктуры, экономики, объектов культуры этой замечательной страны. Не только разрушение основ международного права. Это еще и тяжелейший удар по будущему России».

В суде господин Мироненко намекал на то, что, поскольку весь текст «носит, мягко говоря, преступный характер», привлекать Орлова надо по более тяжелой статье Уголовного кодекса, нежели «повторная дискредитация вооруженных сил», по которой ему грозит три года колонии:

«Мнение Орлова направлено на разрушение существующего государственного строя в нашей Российской Федерации и носит откровенно антиконституционный характер. Поэтому то, что его привлекают по данной статье, на мой взгляд, — это явно недоработка следствия. Безусловно, его вина гораздо больше и глубже. Поэтому исходя из этих и более весомых оснований мы считаем, что деятельность уважаемого в кавычках внутри страны, но уважаемого почему-то на западе Олега Петровича Орлова является преступной. Считаю, что на сегодня подобного рода организации должны быть искоренены из российской юрисдикции».

Точно так же считал другой «ветеран» — координатор движения Сергей Бохонько, одновременно являющийся командиром 1-го Крымского сводного Казачьего Полка (есть и такое) и майором внутренней службы в отставке. Он заявил в суде, что в случае «Мемориала» для него «в принципе как бы всё давным-давно понятно».

«Один осужден за педофилию (очевидно, Бохонько имел в виду историка и главу карельского “Мемориала” Юрия Дмитриева, осужденного со второй попытки на 15 лет колонии по делу о “насильственных действиях сексуального характера” в отношении своей приемной дочери, свою вину не признал.Прим. ред.), второй — за Хизб ут-Тахрир (а тут, очевидно, речь об осужденном недавно на 14 лет колонии за пост в фейсбуке узбекском правозащитнике и члене “Мемориала” Бахроме Хамроеве, который руководил фондом правовой и социальной поддержки мигрантов “Ёрдам”. Хамроева признали виновным в “публичных призывах к терроризму в интернете” и “организации деятельности террористической организации”, вину не признал.Прим. ред.). По-моему, слишком много для одной организации совпадений, вы не находите?» — с интонациями брезгливости в голосе спрашивал он присутствующих.

Координатор движения «Ветераны России» Сергей Бохонько. Фото: veteransrussian.ru

Но не стал сообщать, что сам осужден на пять лет условно — за причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 3 ст. 111 УК). В имеющемся в распоряжении «Новой газеты Европа» приговоре Измайловского суда Москвы 2016 года указано, что Бохонько и его знакомый Бочаров после распития двух бутылок водки избили человека, который во дворе дома нецензурно выругался (тоже был пьян) в адрес жены Бохонько, гулявшей с собакой. Последующие дни грубиян провел в НИИ им. Склифосовского. Согласно приговору, спустившиеся во двор по звонку жены Бохонько и Бочаров нанесли мужчине следующие увечья:

«Бохонько С. А. и Бочаров О. Ю., имея преступный умысел, направленный на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему З., вступили в предварительный преступный сговор, после чего Бохонько С. А. совместно со своим соучастником Бочаровым О. Ю., подошли к последнему, а затем Бохонько С. А. руками и ногами и его соучастник Бочаров О. Ю. руками и ногами нанесли последнему серию ударов в область головы и туловища, чем причинили потерпевшему З., согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы, следующие повреждения: закрытую травму груди: переломы 5–7 ребер по различным анатомическим линиям, левосторонний пневмоторакс. Закрытая травма груди в виде переломов 5, 6, 7 левых ребер по нескольким анатомическим линиям, осложнившаяся развитием левостороннего пневмоторакса, квалифицируется как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, после чего Бохонько С. А. и его соучастник Бочаров О.Ю. с места совершения преступления скрылись, причинив своими действиями потерпевшему З. тяжкий вред здоровью».

При этом проезжавшим мимо полицейским, которые проверяли у него документы, Бохонько, повествует приговор, показал пенсионное удостоверение сотрудника МВД. Отпустили. Но на следующее утро обоих задержали в квартире у Бохонько, где те отсыпались. Несколько месяцев «ветераны» провели в СИЗО, после чего освободились под подписку о невыезде: имели награды за участие в боевых действиях на Северном Кавказе.

Также в приговоре цитируются показания свидетеля, заявившего, что Бохонько и второй фигурант дела — «добросовестные казаки», которые «выполняли задачи по присоединению Крыма» и «оказывали содействие в гуманитарной помощи Донбассу».

Ну как таких приговорить к реальным срокам?

Но рассказывать о вступившем в силу приговоре на суде по делу Орлова свидетель Бохонько счел излишним. Когда адвокаты правозащитника уточнили, снята ли или погашена у него судимость, Бохонько пообещал рассказать об этом «в кулуарах», но после выступления в суде быстро ретировался.

Она же математик, она же сексолог, она же религиовед

За научное обрамление обвинения по делу Орлова отвечали штатные эксперты следствия, обладающие способностью быть универсальными специалистами во всех областях науки, даже в тех, по которым у них нет квалификации и образования. А именно: лингвистическую экспертизу статьи Орлова по заказу ФСБ провели учитель математики Наталья Крюкова и переводчик-референт с английского и немецкого языков Александр Тарасов. И хотя оба ни одной научной лингвистической работой похвастаться не могут (как и дипломами лингвистов), следствие это не смутило. Математик и переводчик, как выяснилось, давно работают на Следственный комитет и ФСБ: делают «экспертные исследования» по громким резонансным делам. Так, авторству Крюковой и Тарасова принадлежат заключения по делу по делу «Свидетелей Иеговы», по делу «Нового величия», по делу о «Колумбайне» и, наконец, по делам «Мемориала» и его сотрудников.

Например, не так давно Крюкова и Тарасов обнаружили на сайте правозащитного центра «Мемориал» «лингвистические и психологические признаки» (психологического образования при этом у них тоже нет) «оправдания деятельности международных террористических и экстремистских организаций».

Вывод: с целью оправдания террористов «Мемориал» и ввел в обиход понятие «политический заключенный».

Словом, всё просто.

Порой до невозможного. Если в деле Орлова и в деле о ликвидации «Мемориала» Крюкова и Тарасов выступали одновременно психологами и лингвистами, то в деле «Свидетелей Иеговы» Крюкова исполняла роль религиоведа и культуролога, соответствующего образования не имея и в этом случае. А в деле о половой неприкосновенности несовершеннолетнего математик Крюкова и переводчик Тарасов выступали уже сексологами (увы, и в этой области у них дипломов нет). Еще в одном деле, исследуя символику Третьего рейха, они представлялись социальными антропологами. В одном из последних дел исполняли роль правоведов.

Комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований в 2021 году пришла к выводу, что Крюкова и Тарасов «не обладают даже базовыми требованиями к квалификации».

В принципе, и взяться им было неоткуда. Профессиональный путь той же Крюковой таков. Получив в конце 1980-х квалификацию учителя математики, она затем несколько лет работала в Российском институте культурологии заместителем директора по общим вопросам (по сути — завхозом, поскольку это административно-хозяйственная деятельность).

Наталья Крюкова. Скриншот из видео

После признания института культурологии неэффективным создала вместе со знакомым автономную некоммерческую организацию под названием «Центр социокультурных экспертиз». Но в Национальной электронной библиотеке ‎eLIBRARY.RU публикаций Наталии Крюковой в журналах, входящих в перечень ВАК или в более престижные индексы тестирования, не имеется.

Андрей Заякин, ученый и сооснователь проекта «Диссернет», в конце 2021 года выяснил, что научных публикаций в рецензируемых журналах практически нет и у коллеги Крюковой переводчика Тарасова. Хотя ученым, которыми они себя представляют в судах, научные публикации по темам исследования необходимы. Отсутствуют у них и публикации, которые входили бы в ядро РИНЦ, Scopus, Web of Science. Лишь в журналах, входящих в перечень ВАК (Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России), за время более чем 30-летней карьеры у Крюковой нашлось ноль статей, у Тарасова — три. Впрочем, с областями, по которым он активно производит для следствия экспертизы, эти работы никак не связаны. Вот они:

Также у Тарасова нашлась неваковская публикация «Космическая дилемма Барака Обамы».

У Крюковой, повторимся, нет и этого. Более того, как эксперт она была «забракована» судом еще в 2014 году. Тогда отсутствие у нее экспертных квалификаций и компетенций подтвердил Московский областной суд в ходе громкого процесса о вымогательстве взятки у президента ООО «Росэнергомаш» Владимира Палихаты. Апелляционным определением Судебной коллегии Мособлсуда от 24 февраля 2014 по делу № 33-1239/14 было установлено, что Крюкова Н. Н. «не обладает специальными познаниями в области филологии и лингвистики». Ее даже не допустили до выступления в суде…

Александр Тарасов. Фото: mgpu.ru

А вот на процесс по делу Олега Орлова допустили. Хотя для самих же экспертов было бы лучше, если бы этого не делали. Ни Крюкова, ни Тарасов не смогли объяснить в Головинском суде, как они в своей «лингвистической экспертизе» умудрились допустить свыше тридцати орфографических и пунктуационных ошибок («Не буду отвечать», — буквально сказала на это Крюкова защите Орлова), а также многочисленные заимствования без указания источника (анализ исследования эксперты, как выяснила защита, частично скопировали с сайтов студенческих рефератов), вообще, практически вся экспертиза не содержала ссылок и сносок. Главная ссылка была лишь на фильм «Звездные войны», терминологией которого про «темные и светлые стороны» решили оперировать в работе эксперты.

Выводы же лингвистического исследования экспертами были изложены в весьма свободной форме, с личными мнениями: Крюкова и Тарасов написали, что Олег Орлов «занимает антироссийскую правозащитную позицию». И что этим своим текстом он «осуществляет дискредитацию СВО». Это раньше приговора суда.

В суде оба эксперта не смогли скрыть свою пристрастность. Как и толком объяснить, какое отношение к «дискредитации СВО» имеет книга о выборных технологиях, на которую они ссылались в экспертизе.

«Пропаганда господина Орлова может быть использована для воздействия на выборах», — привел аргумент переводчик Тарасов.

Таких, как Орлов, он в суде назвал «маргинальными авторами». В качестве претензии к правозащитнику Тарасов предъявил то, что для «создания негативного отношения граждан к СВО» Орлов использовал «стереотипы». Например, стереотипом эксперт назвал фразу о том, что военные действия не должны вестись против гражданского населения.

Олег Орлов и его адвокаты уже попросили суд исключить экспертизу обвинения как доказательство по делу в связи с тем, что такое доказательство недопустимо и не отвечает требованиям закона. Однако судья Кострякова не стала перечить прокуратуре и оставила экспертизу в деле.

Следующее заседание по делу — 18 августа.