— Сергей, в Международном суде ООН есть два иска, поданных Украиной к России: один — в 2017 году, другой — в 2022-м, в нем речь идет уже о войне, Россию обвиняют в преступлениях геноцида. О каком процессе мы говорим?
— Мы говорим пока о деле 2017 года. В нем Украина говорит о нарушении Россией двух международных конвенций — о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Именно это дело в июне 2023 года дошло до слушаний по существу.
Второе дело, инициированное Украиной в прошлом году, касается Конвенции о геноциде. Аргументация Украины строится на том, что Россия на уровне президента выдвигала тезисы о геноциде русскоязычного населения, используя их как один из поводов для войны, но тезисы эти не основаны на праве и на фактах. Дело 2022 года находится на начальной стадии, по нему в марте 2022 года судом были назначены обеспечительные меры, и Россия, как это почти всегда бывает, уже выдвинула возражения относительно юрисдикции суда. И суд в какие-то обозримые сроки будет решать вопрос, есть ли у него юрисдикция по второму делу.