Новости · Общество

FT: Путин поручил разработать закон, позволяющий государству покупать западные активы по цене ниже себестоимости

На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал секретный указ, в котором поручил правительству дать государству приоритетное право на покупку западных активов со «значительной скидкой». Об этом сообщает Financial Times со ссылкой на текст документа.

По данным издания, новый закон позволит присваивать западные активы по бросовым ценам (ниже себестоимости — Прим.ред.). Также в Кремле обсуждаются более «драконовские меры» по полной национализации.

Экономическая команда Путина, по словам источников FT, хотела, чтобы угроза национализации стала частью подхода «кнут и пряник». Он направлен на наказание западных стран, захватывающих российские активы, и поощрение тех, кто играет по правилам Кремля.

Согласно действующим критериям, западные компании должны предоставить российским покупателям скидку более 50% от стоимости актива и сделать «добровольный» взнос в бюджет в размере от 5% до 10% от цены сделки. Новый закон обяжет владельцев вывести 20% компании на российский фондовый рынок.

Собеседники FT считают, что национализация компаний в России неизбежна. В первую очередь она коснется сырьевых групп, так как Кремль ищет новые пути для получения экспортных доходов в бюджет. Технологические компании пострадают меньше, потому что ими «трудно управлять», добавил источник издания.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил FT, что в России западные инвесторы и компании «более чем приветствуются».

«Если компания не выполняет свои обязательства, то, конечно, она переходит в категорию непорядочных компаний. Мы прощаемся с этими компаниями. А что мы будем делать с их активами после этого — это наше дело», — в то же время отметил Песков.

В марте Financial Times писал, что около двух тысяч иностранных компаний подали заявления в комиссию по иностранным инвестициям Минфина России для продажи своих российских активов.

«Комиссия собирается три раза в месяц и за одно заседание рассматривает не более семи заявлений — так что можете посчитать, [сколько это займет времени]», — отметил собеседник издания.

Как подсчитал The Insider, при сохранении такого темпа на рассмотрение уже поданных заявок у комиссии уйдет почти восемь лет.