— В последние годы Конституции правили в России, в Казахстане, вот сейчас — в Узбекистане. И если почитать оппозиционные СМИ Узбекистана или независимую аналитику, то кажется, что единственная цель референдума — обнуление сроков Мирзиёева, как у Путина, только даже круче — до 2040 года. Действительно ли для этого все затевалось или в референдуме есть какое-то другое значение?
— Поправки к Конституции в Узбекистане — это, в первую очередь, преемственность системы самой себе. При первом президенте Исламе Каримове регулярно переписывалась Конституция — в основном, с помощью этого инструмента первый президент находился у власти до своей смерти. Вопрос «Кто первый начал?» открытый: не то чтобы Узбекистан учится у России — скорее, Россия учится у своих коллег из Центральной Азии.
У поправок в Конституцию и прошедшего референдума есть две цели: одна публикуемая и официально заявляемая, а вторая реальная. Официальная цель — продолжение реформ. Новая Конституция подается как основной закон, который будет способствовать развитию узбекского реформаторства. Власти говорят: учитывая изменения и новшества, которые происходят в стране, нам нужно переписать Конституцию.
Но реальная цель — продление легального положения президента у власти в Узбекистане, так как второй срок Мирзиёева подходит к концу.