Когда Великий и Ужасный Гудвин заставлял своих подданных носить зеленые очки, это было не бессмысленным капризом, а рациональным расчетом. Видя вместо стеклышек изумруды, жители Изумрудного города верили в несметные богатства, а значит, и в могущество Гудвина. Так он поддерживал легитимность своей власти.
Вранье наших властей тоже далеко не всегда столь бессмысленно, как кажется. Одна из главных мифологем — об имманентной враждебности Запада, о стремлении уничтожить Россию. И представление о том, что против Гитлера мы воевали в одиночку, а никакой помощи союзников, да и самих союзников не было, служит оправданию безумной политики последних лет и даже самой войны. Запад ведь всегда хотел напасть на нас — вот наконец и напали. А мы, как это и было веками в истории России, защищаемся.
Образ собственного народа как вечно правого, ведущего только справедливые войны, всем помогавшего и всех освобождавшего, популярен в любой культуре. Соответственно, нигде не любят дотошных интеллигентов, которые раскапывают зачем-то неприятную правду о прошлом. Вспомните, как жестко, если не сказать истерично отреагировали польские власти и часть польского общества на публикации об участии отдельных поляков в Холокосте, хотя эти прискорбные факты никак не отменяют героизма, проявленного поляками в борьбе с нацистами. Но там, где, как у нас, власть не избрана, а стоит именно на иллюзиях, оправдывающих и самое ее существование, и ее действия, разрушение благостных мифов о прошлом не просто неприятно кому-то, но несет в себе угрозу стабильности режима в целом.