В Минске тоже несколько лет назад был бар Underdog. Он закрылся в ноябре 2020 года вместе с другими заведениями, владельцев которых подозревали в поддержке протестов. Собственник Underdog успел уехать. Другие — не успели.
Силовики, врывающиеся в чужое пространство и кладущие на пол лицом вниз всех присутствующих, как это случилось в московских барах Underdog и La Virgen, — для Беларуси привычный фон жизни. Причем не только после начала протестов 2020 года: белорусские силовики и раньше любили для острастки, чтобы все помнили, в какой стране живут, и не расслаблялись, совершать налеты на бары, кофейни, арт-пространства, церкви или просто частные дома, где проходят вовсе не политические мероприятия.
Пожалуй, первый громкий налет случился еще в 2007 году, когда ОМОН задержал спектакль. Да, целый спектакль — с актерами и зрителями. Тогда «Белорусский свободный театр» представлял премьеру — пьесу «11 рубах» Эдварда Бонда. Поскольку «Свободный театр» не имел своей площадки, руководители арендовали частный дом в Минске. Там проходили и репетиции, и спектакли. Маленькое пространство на полсотни зрителей, отсутствие сцены как таковой — тем интереснее были художественные решения.
Во время премьеры «11 рубах» в дом ворвался ОМОН и задал два вопроса: что здесь происходит и почему пол черный. Потом всех «упаковали» в автозак, в том числе иностранных гостей — преподавателей нидерландской актерской школы и руководителей французского театра-студии «Артфотвиль», — и увезли в ближайшее милицейское отделение. Это была первая облава такого рода,