«Он что, шуток не понимает?»
— Александра, в Беларуси всегда были спортсмены-оппозиционеры (как, например, кикбоксер Виталий Гурков) и спортсмены, изо всех сил публично поддерживающие режим, как биатлонистка Дарья Домрачева. Вы же все время сохраняли статус-кво — дифирамбы власти не пели, но были вполне ею обласканы. Тот случай, когда «золотой рыбкой» вас называли все белорусы независимо от политической позиции. Тем не менее в августе 2020 года вы сделали выбор в пользу протеста. Он вам тяжело дался?
— Я бы не сказала, что была такой удобной и бессловесной спортсменкой и только в 2020 году подала голос. Я всегда свое слово говорила. Я открыто говорила, что не голосовала за Александра Лукашенко, — мне влетело. Я говорила о ценности бело-красно-белого флага — мне влетело. Критиковала чиновников — мне влетало. Но у меня был определенный статус, и скандалы из моих высказываний государство не раздувало, так что все как-то само собой утихомиривалось.
— А что значит «влетело»? В чем это выражалось?
— В том, что вызывал министр спорта и начинал учить, как надо себя вести и что говорить. Был, помню, даже случай, когда спортивная газета «Прессбол» 1 апреля опубликовала шуточный материал о том, что я будто бы выхожу замуж за пожарного и уезжаю, потому что мне здесь всё надоело. Газета вышла — и к нам в бассейн приезжает министр и начинает мне говорить: «Ты хоть понимаешь, к кому эта газета пришла и кто это прочитал?!» Я ему: «А он что, шуток не понимает? Вы дату видели?» Я тогда страшно разозлилась — за шутку мне влетело больше, чем за серьезную критику.
Даже после Олимпийских игр (мне тогда сказали, что нужно на мероприятии принять подарок от президента и поблагодарить его) я вышла и стала рассказывать о проблемах плавания, о председателе федерации, который никуда не годится и ничего не делает. И что-то сдвинулось с места. Так что не могу сказать, что передо мной стоял серьезный выбор. Конечно, я всегда понимала, что если буду критиковать так активно, как Виталик Гурков, у меня не будет карьеры. А я хотела тренироваться. И триггера не было.