Убить силовика — вести войну против Бога
8 декабря государственное иранское агентство Тасним сообщило о приведении в исполнение первого смертного приговора в отношении участника протестов. 23-летний Мохсен Шекари обвинялся в «ведении войны против Бога» за то, что в ходе демонстрации в Тегеране якобы блокировал движение на одной из улиц и ранил ножом сотрудника правопорядка.
Как рассказали в беседах с журналистами родственники повешенного Шекари, они до сих пор не знают, где тело парня. Иранские власти настояли, чтобы его мать хранила молчание о произошедшем.
Судебный процесс над Шекари проходил 1 ноября в закрытом режиме, притом с грубейшими нарушениями иранского законодательства: его лишили права выбора адвоката, а апелляцию даже не приняли во внимание. Уже 20 ноября Верховный суд Ирана оставил приговор в силе, хотя по закону Шекари могли, например, всего лишь изгнать из страны. Кроме того, на распространенных позднее видеокадрах с допросов иранца видно, как он хромает, а на его правой щеке заметен синяк.
Смертный приговор молодому человеку, который до ареста работал в кафе и оставался основным кормильцем в семье, вызвал негодование в иранском обществе. Так, член Ассоциации адвокатов Ирана, преподаватель факультета права Тегеранского университета Мохсен Борхани написал на своей странице в Твиттере, что «применение оружия не относится к категории преступления мохаребех («ведение войны против Бога» — прим. Ред.), поскольку это иной вид злодеяния». Поэтому, «по мнению большинства судей палаты по уголовным делам Верховного суда исламской республики, Шекари не заслуживал смертного приговора».
Судят тайно, казнят публично
Несмотря на все противоречия, связанные с казнью Мохсена Шекари, власти Ирана решили не останавливаться на достигнутом и привели в исполнение ещё один смертный приговор, на сей раз сделав его публичным.
12 декабря близкое к судебным властям исламской республики информационное агентство «Мизан» проинформировало, что в городе Мешхед на северо-востоке страны казнен 23-летний Маджид Реза Рахнавард. Сообщение сопровождалось фотографиями, на которых видно, что молодой человек подвешен на подъемный кран грузового автомобиля в окружении большого числа силовиков и местных жителей.