Путинская агрессия против Украины представляет собой самую бессмысленную и беспощадную войну в мировой истории, потому что никто из сегодняшних поколений в своей сознательной жизни не сталкивался ни с чем подобным по масштабам кровопролития и военных преступлений. Все остальные крупные войны известны нам по книгам и имеют отношение к прошлому, но не к истории. Поясню парадокс: история в данном случае не представляет собой нечто, что было когда-то давно и с кем-то другим. История — это не музей артефактов прошлого, это — кузница настоящего и будущего. История — это то, что происходит непосредственно с нами здесь и сейчас и определяет наше будущее. Поэтому сегодняшняя война является ключевым историческим событием, только она и ничто другое коренным образом меняет наши судьбы и уклад жизни.
Происходящий на наших глазах русский бунт против мира, свободы и здравого смысла должен стать последним в истории России. Однако неизбежно встает вопрос, что будет с нами и страной дальше. Какое будущее выглядит для России желаемым, какое реально достижимо и в какие сроки? Не менее важен вопрос о возможных сроках реализации проекта «прекрасной России будущего» и последовательности конкретных действий на пути его достижения. После практически неминуемой катастрофы нам предстоит изобретать Россию заново, и начинать делать это надо уже сейчас. Нужно быть готовыми к очень трудному и долгому пути.
Надежда русского европейца
Относительно желаемого будущего России, по крайней мере в формирующейся в наши дни новой диаспоре русских европейцев, уже сложился более-менее ясный консенсус. Россия будущего может быть только современной и развитой европейской страной. В противном случае она не представляет никакой ценности и должна исчезнуть как политическая общность, чтобы не вызывать чувства стыда и опасности у всего остального мира.
Основной движущей силой к желаемому будущему могут стать русские европейцы. Эта субэтническая общность давно формируется внутри российского населения, содействуя его приближению к западным образцам общественной жизни. Русские европейцы объединяют практически всю русскую культуру от Александра Радищева до Вячеслава Иванова. Сейчас это течение потерпело сильнейшее поражение за всю историю своего существования. Европейский храм русской культуры на родине разрушен, а на его руинах рисуют непонятные знаки и испражняются откровенные нелюди. Русские европейцы изгнаны из своей страны и прокляты со всех сторон, врагами и своими. Теперь нам подобно евреям после разрушения Второго храма в Иерусалиме предстоит либо воссоздать и сохранить на поколения вперед письменную и устную традицию русского европейца, либо раствориться среди других народов мира.
Допустим, значимое число беженцев из путинской России решит сохранить русский язык и русскую культуру как средство трансляции европейских ценностей свободы, мира и справедливости для своих детей и внуков. Для того, чтобы определить связанные с этим задачи, нужно отдавать себе отчет о происходящем в настоящем и иметь реалистичные представления о будущем. Это касается и тех, кто остался на родине. Приближать восстановление европейского храма русской культуры нам предстоит общими усилиями, предпринимаемыми внутри страны и за ее пределами.
Нужно с самого начала помнить, что восстановление этого секулярного храма возможно и необходимо только в самой России.