Москвичи Вячеслав Донченко и Иван (его фамилия не разглашается) стали первыми россиянами, которые запросили в Швейцарии убежище, чтобы избежать мобилизации. Об этом «Новой газете. Европа» сообщил адвокат Вадим Дроздов.
По его словам, оба мужчины обратились к нему за консультацией.
Донченко хочет избежать мобилизации по политическим причинам. Молодой человек родился во Львове, его отец — украинец, который в 2014 году участвовал в боевых действиях против российской оккупации. Сам Донченко несколько раз выходил на антивоенные митинги после того, как Россия напала на Украину.
В конце сентября мужчина решил покинуть Россию. Сначала он по шенгенской визе приехал в Хельсинки, а затем в Цюрих. Там он обратился в миграционное ведомство за убежищем.
Донченко утверждает, что не служил, по образованию является инженером-конструктором.
Иван — выпускник швейцарского вуза Schaffhausen Institute of Technology. 29 сентября у него истек срок визы. После возвращения в Россию мужчину могут мобилизовать. Чтобы этого избежать, он тоже обратился за предоставлением убежища в миграционное ведомство кантона Цюрих.
«Я люблю свою страну и люблю ее культуру. Но решение Путина о частичной мобилизации не вызывает никакого доверия. <…> Швейцария — это страна, где я чувствую себя в безопасности. Судя по тому, что происходит на войне в Украине, быстро все это не закончится», — объяснил свое решение Иван.
Адвокат считает, что отказ от мобилизации следует рассматривать, как политическое убеждение. Если человека преследуют за политические убеждения, то он, согласно пункту A первой статьи Женевской конвенции 1951 года, является беженцем и может запросить убежище.
«Просителям убежища, возможно, пришлось бы исполнять преступные приказы и совершать военные преступления — это обстоятельство поднимает вопрос о допустимости высылки», — отметил Дроздов.
Ранее власти Германии заявили, что уклонение от мобилизации и дезертирство россиян — убедительная причина для положительного рассмотрения заявления с просьбой о политическом убежище в ФРГ. Граждане РФ, уклоняющиеся от службы, смогут претендовать на убежище, но не на гуманитарную визу.
Иван Руслянников