Покой, поскольку последние два года жизни этого человека, после службы посвятившего почти полвека науке, прошли под знаком 275-й статьи УК — «государственная измена». ФСБ, а именно следователи Первого («шпионского») отдела СУ ФСБ прицепились к пожилому человеку за то, что тот читал лекции в Даляньском университете в Китае. Как нетрудно догадаться, Валерий Митько стал далеко не первым и далеко не последним российским современным ученым, в том числе пожилым, над которым ФСБ проделало этот трюк — вчинило измену родине за «связи с иностранцами». Пожалуй, небольшое отличие Митько от остальных его коллег по несчастью заключалось лишь в том, что его держали не в СИЗО, а под домашним арестом. Два года профессор провел в двухкомнатной бетонной коробке, под запретом были даже получасовые прогулки возле дома. Вдруг он там, возле дома, повлияет на свидетелей или в свои 81 сбежит без паспорта всё в тот же Китай…
А если серьезно: у страдающего ишемией Митько стояло пять стентов в сердце, и только поэтому он (безуспешно) пытался добиться возможности бывать на воздухе хотя бы раз в сутки. «Воздух опосредованно поступает вам через окно и балкон», — отвечали профессору на продлениях меры пресечения прокуроры.
Тяготила Митько и невозможность заниматься наукой. В Арктическую академию наук, президентом которой он являлся, его так ни разу и не отпустили. На воздух он выбрался только трижды: два раза на операции в больницу и один раз на одну экстренную госпитализацию.
2 октября ученого не стало. Сегодня, на девятый день его ухода, «Новая газета Европа» рассказывает, что был за человек Валерий Митько и как прошли его последние два года жизни.