«Наступали на руки и били, заставляя признаться, что он — нацист»
В июле харьковчане Валерия и Георгий Лебедевы должны были отметить 14 лет семейной жизни. Но эту дату они встречают не вместе. Валерия с двумя дочками — в Латвии, куда она уехала, прожив несколько месяцев в России. Георгий — неизвестно где. Он исчез 20 марта: российские силовики увезли его из дома в одном из сел Харьковской области.
Дом расположен в 30 км от Харькова и в 15 — от Белгородской области, там жили родители Георгия. Лебедевы перебрались в село в первые дни войны, когда Харьков уже сильно бомбили. Супруги надеялись, что вдали от города будет спокойнее. Село действительно обстреливали меньше, но через несколько дней туда зашли российские войска.
Валерия говорит, что гражданских солдаты не трогали: «относились нормально и даже раздавали гуманитарную помощь». Но 16 марта по селу ударили ракетой: было много пострадавших и серьезных разрушений. Лебедевы поняли, что нужно срочно уезжать. По словам Валерии, вместе с ними село покинула половина жителей.
Семья решила выбраться в Тамбовскую область, где жили ближайшие родственники Георгия — бабушка, тетя и брат с сестрой. Семья всегда была дружной. В детстве Георгий проводил под Тамбовом каждое лето, а когда вырос и женился, навещал родных вместе со своей семьей.
Вместе с Лебедевыми уехали родители, родной и двоюродный братья — ехали караваном на трех машинах. Из Украины выезжали через КПП Нехотеевка на границе с Белгородской областью. При пересечении границы всех мужчин увели на допрос: сотрудники ФСБ заставили их раздеться, искали на теле татуировки и мозоли от оружия. Женщины весь день ожидали на улице. В итоге через КПП пропустили всех, кроме Георгия.
«Поздно вечером к нам вышел военный и сказал, что у мужа «что-то не то с документами», и ему запрещен въезд на территорию России, — рассказывает Валерия. — Он сказал, что если мы хотим, то можем ехать дальше без него, и потребовал, чтобы мы быстро приняли решение. Посоветоваться с мужем мне не дали. Конечно, я отказалась переходить границу, и тогда его вывели к нам и сопроводили нас на машине обратно до выезда в Украину».
В занятом российской армией районе действовал комендантский час, поэтому семья ночевала на границе прямо в автомобиле. В 6 утра Лебедевы вернулись в село, и Георгий рассказал жене, что происходило на КПП. По словам Валерии, сотрудники ФСБ отобрали у него телефон и «прицепились» к аккаунту в «ТикТоке» — Георгий снимал ролики о своей работе. Он был сотрудником украинского интернет-провайдера «Nova Line» и занимался укладкой оптоволоконных кабелей. У него была рабочая камуфляжная форма и рация, укладчики часто работают на высотных зданиях. Это сильно не понравилось тем, кто проводил допрос.
«У мужа был кровоподтек на лице и большой синяк под грудью, — рассказывает Валерия. — Он сказал, что его пытали: положили на пол вниз лицом, наступали на руки и били, заставляя признаться, что он — нацист. Не давали пить и ходить в туалет. Издевались над тем, как он одет. Все это продолжалось около 10 часов».