Дела о «фейках» про российскую армию — это своеобразная калька дел о «фейках» за распространение информации о коронавирусе, которая не соответствовала позиции Роспотребнадзора» (ст. 207.1 УК РФ). По сравнению с «ковидными фейками», норму о «военных фейках» стали применять крайне стремительно. Закон приняли в Госдуме 4 марта, а уже на следующий день силовики начали привлекать людей за неугодные публикации.
За три месяца Следственный комитет России возбудил 53 уголовных дела по статье о «фейках» о ВС России, сообщил в Telegram-канале глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. По его словам, дела о фейках расследуются в 27 регионах России. 13 обвиняемых находятся под стражей, еще 12 фигурантов — за пределами страны.
Среди известных лиц, в отношении которых были возбуждены уголовные дела по статье о фейках, блогер Вероника Белоцерковская, медиаменеджер Илья Красильщик, журналисты Руслан Левиев и Майкл Наки, политик Владимир Кара-Мурза, журналист Александр Невзоров, а также несколько региональных и муниципальных чиновников и депутатов.
Большинство дел расследуется по пункту «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ, то есть по мотивам политической ненависти или вражды. Первые уголовные дела, которые были заведены еще в марте, уже направлены в суды.